В качестве цели данной статьи выступает формирование теоретического конструкта, позволяющего исследовать специфику восприятия жизненного пути личности с разным типом привязанности. В данной статье представлены основные стили привязанности у взрослых, дана их краткая характеристика. Обсуждается гипотетическое предположение о том, что клиенты с разным типом привязанности имеют различное восприятие своего жизненного пути. Клиенты с надежной привязанностью чаще всего видят свой жизненный путь как последовательность успешных переходов и достижений. В то время клиенты с ненадежным типом привязанности склонны оценивать свой жизненный путь как негативный. Предложенный конструкт выступает методологическим основанием для эмпирического изучения особенностей восприятия жизненного пути людей с разным типом привязанности. Выделенные в статье теоретические закономерности могут быть использованы психологами-практиками для организации психологической работы с клиентами, демонстрирующими различные типы привязанности.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность исследования временной трансспективы личности обусловлена парадигмальным переходом современной науки от мозаичного исследования различных аспектов личности или психики к изучению человека как целостного, находящегося в непосредственном взаимодействии с миром и собой
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., «Мысль», 1991. 155 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания психологии. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
- Бруцкая К. А. Особенности восприятия жизненного пути пожилыми людьми с опытом переживания геронтологического насилия // Педагогика и просвещение. 2020. № 2. С. 1–14. DOI:10.7256/2454-0676.2020.2.32416
- Васюра С. А., Иоголевич Н. И. Временная трансспектива школьников подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 2. С. 199–217. DOI:10.15507/1991-9468.087.021.201702.199-217
- Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка. 1984. 209 с.
- Ковалев В. И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: 1979. 25 с.
- Козлова М. В. Трансспектива как составляющая временной перспективы // Вюник Одеського национального ушверситету. Психолопя. 2012. Т. 17, № 5. С. 57–64.
- Крейтер В. М. Субъективная картина жизненного пути и ее отражение в самоосознании личности // Аллея науки. 2018. Т. 4, № 3 (19). С. 183–189.
- Лебедева Е. В. Временная трансспектива как фактор преадаптации к не- определенности профессионального будущего // Евразийский союз ученых. 2020. № 12-1 (81). С. 13–17. DOI:10.31618/ESU.2413-9335.2020.1.81.11
- Левин К. Топология и теория поля. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. Начало 10-х середина – 30-х годов XX в. М.: МГУ, 1980. С.122–131.
- Левченко A. B. Временная трансспектива самоактуализирующейся личности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, № 6 (76). 2011. С. 97–101.
- Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 190 с.
- Ainsworth M. D., Blehar M. C., Waters E., Wall S. Patterns of Attachment: A Psychological Study of the Strange Situation, Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1978. 282 p.
- Baldwin M. W., Keelan J. P., Fehr B., Enns V., Koh-Rangarajoo E. Social-cognitive conceptualization of attachment working models: Availability and accessibility effects // Journal of Personality and Social Psychology. 199671. Pp. 4–109. DOI:10.1037/0022-3514.71.1.94
- Bartholomew K., Horowitz L. M. Attachment styles among young adults: A test of a four-category model // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 61. Pp. 226–244. DOI:10.1037/0022-3514.61.2.226
- Bowlby J.A secure base. NY: Basic Books; 1988. 181 p.
- Elliot A. J., Reis H. T. Attachment and exploration in adulthood // Journal of Personality and Social Psychology, 2003. Vol. 85 (2). Рр. 317–331. DOI:10.1037/0022- 3514.85.2.317
- Fraley R. C., Shaver P. R. Adult romantic attachment: Theoretical developments, emerging controversies, and unanswered questions // Review of General Psychology. 2000. Vol. 4. Pp. 132–154.
- Hazan C., Shaver P. R. Attachment as an organizational framework for research on close relationships. Psychological Inquiry. 1994. Vol. 5. Рр. 1–22. DOI:10.1207/ s15327965pli0501_1
- Mikulincer M, Shaver P. R. Attachment in Adulthood: Structure, Dynamics, and York: Guilford Press. 2007. 578 р.
- Peluso P. R., Peluso J. P., White J. F., Kern R. M. A comparison of attachment theory and individual psychology: A review of the literature // J Counsel Dev. 2004. No. 82 (2). 139 p.
- Russell V. M., Baker L. R., McNulty J. K. Attachment insecurity and infidelity in marriage: do studies of dating relationships really inform us about marriage? // J Fam Psychol. 2013. Vol. 27 (2). Рр. 242–251. DOI: 10.1037/a0032118
- Santiago J., Bucher-Maluschke J., Alexandre I. and Branco F. Attachment to Peers and Perception of Attachment to Parents in Adults // Psychology. 2017. Vol. 8. Рр. 862–877. DOI:10.4236/psych.2017.86056
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен теоретический анализ феномена формирования произвольной саморегуляции и эмпирическое исследование особенностей саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализируются трудности, связанные с развитием произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приводится классификация психофизиологических особенностей детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте и их влияние на формирование самоконтроля и готовности к учебной деятельности. На основе анализа источников установлена необходимость развития произвольной саморегуляции в дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития.
Статья посвящена рассмотрению антиномии детства. Ее смысл заключается в необходимости понимать детство как самоценный период жизни, с одной стороны, либо как подготовительную ступень к будущей жизни, с другой. Второй подход акцентирует обучение конкретной технике в определенной сфере деятельности, в то время как первый акцентирует самореализацию и творчество. Критика педагогического разума вырабатывает методологию, согласно которой недостаточно рассмотрение человека с эмпирических позиций, необходимо учитывать стремление к свободе, заложенное в человеческую природу. С другой стороны, свобода достижима только в кооперации и солидарности с другими. Поэтому данная критика указывает на препятствия в развитии личности воспитанника и предупреждает об опасностях в устройстве общества, если оно будет состоять из людей, неспособных к креативности и к солидарности. Вывод из этой критики состоит в том, что необходимо создание особой психологической атмосферы, в которой личность воспитанника будет нормально развиваться, и только духовно и физически здоровые люди смогут справиться с вызовами будущего, которое неподконтрольно воспитателям и взрослым в целом.
В статье представлен теоретический анализ проблемы влияния музыки на развитие речи у детей с рождения до младшего школьного возраста. Отмечено, что музыка занимает особое место в коррекционной работе по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Рассматривается влияние музыкальной деятельности на формирование всех компонентов речи ребенка при помощи прослушивания музыки, пения, игре на музыкальных инструментах, логоритмики и театрализации. В заключение обсуждается, что применение интегративного подхода, включающего музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи, оказывает положительное влияние на становление речевой деятельности у школьников.
Понятие удовлетворенности жизнью претерпевает стадию переосмысления и трансформации в контексте научно-психологических подходов в фунда ментальной и прикладной психологии. Улучшение качества жизни, смещение ценностей в сторону карьеры и саморазвития, развитие социальных сетей, глобальное потепление и экологический кризис оказывают влияние на потребности современного человека, придают понятию удовлетворенности жизнью новые смыслы.
В статье проводится разносторонний анализ понятия удовлетворенности жизнью с разделением на подходы по способу выявления ключевых признаков; предлагается актуальное авторское понятие; рассматриваются внутренние и внешние факторы, их взаимодействие между собой и влияние на формирование общей удовлетворенности жизнью; дается актуальный анализ научных исследований в контексте факторов и методов оценки и измерения удовлетворенности жизнью. Исследование в целом направлено на систематизацию и структурирование научного знания для исследования сложного и многомерного концепта удовлетворенности жизнью.
В статье представлен теоретический анализ существующих инструментов внедрения элементов управления инновационным развитием образовательной организации. Рассмотрены этапы теории управления инновационными процессами, а также основные подходы. Выделены макро, мезо и микрофакторы формирования индивидуальной траектории обучения. Определены основные направления реализации индивидуальной образовательной траектории. Охарактеризованы особенности инновационной деятельности в педагогической сфере. Обосновано внедрение методологии и методологического инструментария в процессе использования инновационных процессов в сфере образования.
Статья посвящена рассмотрению проблемы создания методов проективной диагностики. Обозначено, что предлагаемые практикам современные проективные методики разрабатываются без концептуальной опоры и вне контентаналитической парадигмы, являющейся методологической основой указанного типа диагностического инструментария. Представлены результаты структурно-содержательного анализа методики «Не дай человеку упасть», выложенной на многочисленных сайтах в сети Интернет. Выявлена методологическая несостоятельность методики, ее диагностическая непригодность. Отмечается, что применение методик, не соответствующих методологическим требованиям, существенно повышает риск психодиагностической некомпетентности специалистов. В связи с этим, полагают авторы, формирование у будущего диагноста способности к оценке качества диагностического инструментария и соответствующего этическим требованиям уровня профессиональной ответственности как пользователя необходимо начинать уже на этапе вузовского обучения.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/