Статья посвящена рассмотрению антиномии детства. Ее смысл заключается в необходимости понимать детство как самоценный период жизни, с одной стороны, либо как подготовительную ступень к будущей жизни, с другой. Второй подход акцентирует обучение конкретной технике в определенной сфере деятельности, в то время как первый акцентирует самореализацию и творчество. Критика педагогического разума вырабатывает методологию, согласно которой недостаточно рассмотрение человека с эмпирических позиций, необходимо учитывать стремление к свободе, заложенное в человеческую природу. С другой стороны, свобода достижима только в кооперации и солидарности с другими. Поэтому данная критика указывает на препятствия в развитии личности воспитанника и предупреждает об опасностях в устройстве общества, если оно будет состоять из людей, неспособных к креативности и к солидарности. Вывод из этой критики состоит в том, что необходимо создание особой психологической атмосферы, в которой личность воспитанника будет нормально развиваться, и только духовно и физически здоровые люди смогут справиться с вызовами будущего, которое неподконтрольно воспитателям и взрослым в целом.
Идентификаторы и классификаторы
Как известно из курса истории педагогики, до недавнего времени дети считались собственностью родителей и государства, а детство – только периодом подготовки к будущей взрослой жизни. Так как медицина была неразвита, выживали сильнейшие, как и в природе, действовал закон эволюции, а так как детей в те времена рождалось немалое количество, то на их радости и горести не обращали особого внимания, к детской смерти тоже было соответствующее отношение: Бог дал – Бог взял.
Список литературы
- Адорно Т. В. Негативная диалектика. / Пер. с нем. Е. Петренко. М.: Научный мир, 2003. 538 с.
- Адорно Т. В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. 240 c.
- Береговая О. А., Ерохин А. К., Колесников А. С., Кудашов В. И., Шачин С. В., Шачина А. Ю. Философия образования в современном мире. Учебник. Сер. 76. Высшее образование. 1-е изд. М.: ЮРАЙТ, 2023. 451 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 480 с.
- Кант И. Критика практического разума. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 3. М.: Московский философский фонд, 1997. С. 277–733.
- Кант И. Трактат о педагогике. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 445–504.
- Межуев В. М. Свобода в социально-исторической перспективе // Дорога к свободе. Критический марксизм о теории и практике социального освобождения. М.: ЛЕНАНД, 2013. С. 10–37.
- Реморенко И. М. Педагогика длинной воли: Рефлексия «Критики педагогического разума» в исследованиях Петра Щедровицкого. // Образовательная политика. 2021. № 4 (88). С. 116–124.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избранные труды: в 4-х кн. Кн. 3. М.: Дрофа, 2005. 560 с.; Кн. 4. М.: Дрофа, 2005. 544 с.
- Фромм Э. Человек для себя. М.: Изд-во АСТ, 2020. 340 с.
- Шачина А. Ю., Йенеи Т., Киш Л. А. Философский взгляд на проблему авторитета в педагогике – Иммануил Кант и Эрих Фромм. // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 99, № 4. С. 68–76.
- Щедровицкий П. Г. Критика педагогического разума. М.: Политическая энциклопедия, 2021. 551 с.
- Bollnow O. F. Die pädagogische Atmosphäre: Untersuchungen über die gefühlsmäßigen zwischenmenschlichen Voraussetzungen der Erziehung. Essen: Verl. «Die Blaue Eule», 2001. 112 p.
- Brumlick M. Bildung und Glück: versuch einer Theorie der Tugenden. Hamburg: CEP Europäische Verlagsanstalt, 2022. 500 p.
- Fischer W. Immanuel Kant. Philosophen als Pädagogen: Wichtige Entwürfe klassischer Denker. / Hrsg. von Wolfgang Fischer und Dieter-Jürgen Löwisch. – Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1998. Pp. 125–139.
- Fuchs B. Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher «Grundzüge der Erziehungskunst» («Vorlesungen zur Pädagogik» von 1826) // Hauptwerke der Pädagogik. / Hrsg. von Winfried Bӧhm, Birgitta Fuchs, Sabine Seichter. Paderborn: Ferdinand Schöningh Verlag, 2011. Pp. 411–413.
- Hentig von H. Bildung: Ein Essay. Weinheim und Basel: Beltz Verlag, 2007. 210 p.
- Honneth A. Das Recht der Freiheit: Grundriss einer demokratischen Sittlichkeit. Berlin: Suhrkamp, 2011. 628 p.
- Honneth A. Erziehung und demokratische Öffentlichkeit: Ein vernachlässigtes Kapitel der politischen Philosophie // Deutsche Zeitschrift für Erziehungswissenschaften, 2012. № 15. Pp. 429 – 442.
- Hufnagel E. Der Wissenschaftscharakter der Pädagogik: Studien zur pädagogischen Grundlehre von Kant, Natorp und Hönigswald. Würzburg: Königshausen & Neumann, 1990. 412 p.
- Hüther G. Belohnung ist genauso falsch wie Bestrafung. [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=shh31MTUL3M (дата обращения: 26.10.2023).
- Hüther G. Wie Lernen am besten gelingt? [Электронный ресурс]. URL: www.youtube.com/watch?v=T5zbk7FmY_0bk7FmY_0 (дата обращения: 26.10.2023).
- Hüther G. Wie man Kinder und Jugendlichen inspirieren kann. [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=SEa21m5IAKY (дата обращения: 26.10.2023).
- Klafki W. Die Pädagogik Theodor Litts. Königsstein, 1982. 500 p.
- Koch L. Kants Revolutionen. Pädagogik und Politik. / Hrsg. von Lutz Koch und Christian Schönherr. Würzburg: ERGON-Verlag, 2005. Pp. 9–22.
- Litt T. Führen oder Wachsen lassen. Stuttgart: Klett Verlag, 1965. 135 p.
- Petzelt A. Kant: “Das Fürwahrhalten lässt sich nicht mitteilen”. Eine Studie zum Problem des Dialogs im Lehrer-Schüler-Verhältnis. Einführung in die pädagogische Fragestellung: Aufsätze zur Theorie der Bildung. Teil II. / Hrsg. von W. Fischer. Freiburg in Breisgau: Lambertus, 1963. Pp. 9 – 61.
- Schleiermacher F. Pädagogik. Die Theorie der Erziehung von 1820/21 in einer Nachschrift. / Hrsg. von Christiane Ehrhardt und Wolfgang Virmond. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2008. 283 p.
- Spitzer M. Von der digitalen Demenz zur Smartphone-Pandemie. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MRrPbNLhEuQ&t=444s (дата обращения: 26.10.2023).
- Spitzer M. Wie lernen Kinder? Aktuelles aus der Gehirnforschung. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vujELzwcdpQ&t=1544s (дата обращения: 26.10.2023).
31.Winterhoff M. Wie die Digitalisierung unsere Kinder verblödet – Psychiater spricht Klartext! [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=zzLM3CrfYm0 (дата обращения: 26.10.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен теоретический анализ феномена формирования произвольной саморегуляции и эмпирическое исследование особенностей саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализируются трудности, связанные с развитием произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Приводится классификация психофизиологических особенностей детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте и их влияние на формирование самоконтроля и готовности к учебной деятельности. На основе анализа источников установлена необходимость развития произвольной саморегуляции в дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития.
В статье представлен теоретический анализ проблемы влияния музыки на развитие речи у детей с рождения до младшего школьного возраста. Отмечено, что музыка занимает особое место в коррекционной работе по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Рассматривается влияние музыкальной деятельности на формирование всех компонентов речи ребенка при помощи прослушивания музыки, пения, игре на музыкальных инструментах, логоритмики и театрализации. В заключение обсуждается, что применение интегративного подхода, включающего музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи, оказывает положительное влияние на становление речевой деятельности у школьников.
Понятие удовлетворенности жизнью претерпевает стадию переосмысления и трансформации в контексте научно-психологических подходов в фунда ментальной и прикладной психологии. Улучшение качества жизни, смещение ценностей в сторону карьеры и саморазвития, развитие социальных сетей, глобальное потепление и экологический кризис оказывают влияние на потребности современного человека, придают понятию удовлетворенности жизнью новые смыслы.
В статье проводится разносторонний анализ понятия удовлетворенности жизнью с разделением на подходы по способу выявления ключевых признаков; предлагается актуальное авторское понятие; рассматриваются внутренние и внешние факторы, их взаимодействие между собой и влияние на формирование общей удовлетворенности жизнью; дается актуальный анализ научных исследований в контексте факторов и методов оценки и измерения удовлетворенности жизнью. Исследование в целом направлено на систематизацию и структурирование научного знания для исследования сложного и многомерного концепта удовлетворенности жизнью.
В статье представлен теоретический анализ существующих инструментов внедрения элементов управления инновационным развитием образовательной организации. Рассмотрены этапы теории управления инновационными процессами, а также основные подходы. Выделены макро, мезо и микрофакторы формирования индивидуальной траектории обучения. Определены основные направления реализации индивидуальной образовательной траектории. Охарактеризованы особенности инновационной деятельности в педагогической сфере. Обосновано внедрение методологии и методологического инструментария в процессе использования инновационных процессов в сфере образования.
Статья посвящена рассмотрению проблемы создания методов проективной диагностики. Обозначено, что предлагаемые практикам современные проективные методики разрабатываются без концептуальной опоры и вне контентаналитической парадигмы, являющейся методологической основой указанного типа диагностического инструментария. Представлены результаты структурно-содержательного анализа методики «Не дай человеку упасть», выложенной на многочисленных сайтах в сети Интернет. Выявлена методологическая несостоятельность методики, ее диагностическая непригодность. Отмечается, что применение методик, не соответствующих методологическим требованиям, существенно повышает риск психодиагностической некомпетентности специалистов. В связи с этим, полагают авторы, формирование у будущего диагноста способности к оценке качества диагностического инструментария и соответствующего этическим требованиям уровня профессиональной ответственности как пользователя необходимо начинать уже на этапе вузовского обучения.
В качестве цели данной статьи выступает формирование теоретического конструкта, позволяющего исследовать специфику восприятия жизненного пути личности с разным типом привязанности. В данной статье представлены основные стили привязанности у взрослых, дана их краткая характеристика. Обсуждается гипотетическое предположение о том, что клиенты с разным типом привязанности имеют различное восприятие своего жизненного пути. Клиенты с надежной привязанностью чаще всего видят свой жизненный путь как последовательность успешных переходов и достижений. В то время клиенты с ненадежным типом привязанности склонны оценивать свой жизненный путь как негативный. Предложенный конструкт выступает методологическим основанием для эмпирического изучения особенностей восприятия жизненного пути людей с разным типом привязанности. Выделенные в статье теоретические закономерности могут быть использованы психологами-практиками для организации психологической работы с клиентами, демонстрирующими различные типы привязанности.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/