В настоящей статье на основе анализа нормативных актов проведен анализ эволюции взаимодействия Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР с 1924 по 1980-е годы. Определен круг полномочий высших судебных инстанций, показан процесс постепенного формирования круга «собственных» функций и их пределов. Определена периодизация деятельности и трансформация компетенции на разных этапах функционирования. Выявлены причины, вызвавшие необходимость изменения компетенции и характера взаимоотношений между Верховным Судом СССР и союзных республик в 1950-1960-е годы. Дан анализ основных изменений, изложенных в первом законе о Верховном Суде СССР 1979 года. Особое внимание в статье уделено функции Верховного Суда СССР по обобщению судебной практики и принятию на ее основе Пленумов ВС СССР, которая постепенно стала рассматриваться самим судебным органов как одна из главнейших.
Идентификаторы и классификаторы
Произошедшие в конце ХХ века масштабные социально-политические изменения по своей кардинальности и категоричности можно сравнить с революционными преобразованиями. Принятие Конституции 1993 года предопределило построение новой российской государственности, основанной на новых политических ориентирах. При построении демократического, правового государства обязательному преобразованию подвергается суд. Поскольку без сильной, независимой и авторитетной судебной власти не могла состояться новая Россия.
Список литературы
-
Высший судебный орган СССР / под ред. Л.Н. Смирнова и др. М.: Юрид. Лит., 1984. 272 с.
-
Ильина Т.Н. Организация верховного правосудия в РСФСР в 1920-е годы: поиск оптимальной модели // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2017. Вып. 2. С. 63-75. EDN: ZRUJCB
-
Крыленко Н.В. Суд и право в СССР. М.,Л.: Государственное издательство, 1927. 164 с.
-
Митюков М.А. Судебный конституционный надзор 1924-1933 гг.: вопросы истории, теории и практики. М.: Формула права, 2005. 208 с. EDN: QXBNSX
Выпуск
Другие статьи выпуска
Показаны направления изучения советских конституций в историко-правовой науке. Они изучаются в контексте истории российского конституционализма. Конституции являются важными источниками права и одновременно несут большую идеологическую нагрузку. Советские конституции являются ценными и информативными источниками по истории государства и права России. Выделяются стадии подготовки конституции, утверждения конституции, ее последующей эволюции. Наиболее активно изучена стадия подготовки конституции. Доступны многие архивные материалы, опубликованы проекты конституций. Тексты утвержденных конституций печатались отдельными изданиями, включены в сборники документов. Менее активно изучается стадия динамики конституционного текста, который трансформировался вследствие внесения редакционных правок, изменений и дополнений.
В настоящей статье представлены результаты комплексного исследования проблемы конституционно-правового регулирования физкультурно-спортивных отношений в разрезе эволюции организационно-правовых форм развития физической культуры и спорта в России. Обнаруживается, что в конституционных актах различных периодов регулирование данного вопроса было поставлено в зависимость от закрепления многообразных смежных прав - права на участие в общественных объединениях, на отдых и охрану здоровья, на образование и физическое развитие. По итогам проведенного ретроспективного анализа усматривается преемственность изученных конституционных положений, как следствие, - выявлены определенные закономерности, свидетельствующие о действительной сформированности российской конституционно-правовой традиции регулирования физической культуры и спорта. Рассмотрены содержание и функциональные особенности данного явления. С целью подтверждения социально-аксиологической значимости рассматриваемого процесса дополнительно исследованы некоторые положения из научной теории выдающегося ученого и общественного деятеля в области физической культуры и спорта П.Ф. Лесгафта.
Исследование трансформации принципов избирательного права в России показывает их постепенную демократизацию, что характерно для развития большинства современных избирательных систем. Принципы советского избирательного права были установлены в первой советской Конституции и имели выраженную специфику по сравнению с предшествующим российским и мировым опытом. Несмотря на внешнюю преемственность принципов с дореволюционной системой (невсеобщих, неравных и непрямых выборов), большевики наполнили их новым содержанием. Отмена цензов в Конституции 1936 г. и введение принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, заложила основу современной системы, определила дальнейшее развитие избирательных институтов и отношений. Институционализация демократических принципов проведения выборов не привела к их реальному воплощению и обеспечению избирательных прав граждан. Электоральные практики 1937 - 1989 гг. существенно отличались от декларируемых норм, безальтернативность советских выборов исказила заявленные в советских Конституциях демократические принципы, выборы приобрели плебисцитарный характер.
В статье проведен анализ кооперативного законодательства в СССР периода Перестройки. Сделан вывод о том, что кризис продовольственного рынка к 1980-м годам достиг кризисных показателей, что вынудило государственную власть искать новые формы деятельности граждан, нацеленных на повышение их финансового благосостояния. Индивидуальная трудовая кооперативная деятельность стала основным элементов в достижении поставленных целей. Основные нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус кооперативных объединений в 1980-х г. стали отправной точкой развития рынка и легального предпринимательства. Закон о кооперации в СССР от 1988 г. стал отражением реформ, проводимых в период перестройки, нацеленных на снижение доли государственного участия в экономике путем создания новых форм хозяйствования - кооперативных объединений. Кооператив стал переходным пунктом от государственного предприятия к частному юридическому лицу.
Статья посвящена проблемам становления и развития российского конституционализма, его истокам, социальным основаниям, концептуальным обоснованиям, особенностям нормативной правовой регламентации и практической реализации. Конституционализм как политико-правовой феномен не вмещается в форму Конституции в ее юридическом понимании, он имеет множество проявлений и форм существования. Конституционализм можно рассматривать как явление социальной реальности и специфическую систему отношений, основанную на формальном равенстве и ограничении произвола власти, придании ей подзаконного характера. Конституционные принципы и институты могут быть первоначально закреплены не в Основном законе страны, а в других законодательных актах, оказывающих воздействие на социальные отношения. Законодательное оформление конституционализма в России следует отнести ко второй половине ХIХ в., периоду реформ правительства Александра II, придавших импульс социально-экономическому и политическому развитию страны и поднявших общество на новый уровень правовой культуры. В законодательных актах пореформенного периода, прежде всего в Судебных уставах 1864 г., содержались конституционные по своей сути принципы и институты. В 1905-1906 гг. конституционализм продолжил свое развитие в России, получив новые формы правовой регламентации и практического воплощения.
В статье автором рассмотрена эволюция формы территориального устройства России от унитарной к федеративной, проведен анализ источников и научной литературы по данной проблеме, охарактеризованы основы советского федерализма, зафиксированные в нормативных правовых актах советского социалистического государства (Декларация прав народов России, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Конституция РСФСР 1918 г., Конституция СССР 1924 г., Конституция РСФСР 1925 г.).
Представлен доклад автора на Всероссийской научно-практической конференции «Конституция и конституционализм в российской истории: опыт социально-политической трансформации)» (29 сентября 2023 г., Курск). Отмечается, что элитарный (либерально-западнический) конституционализм в России не имеет опоры в массах (в связи с проблемами цивилизационной идентичности элит). Конфликт между «конституционализмом меньшинств» и «демократией большинства» выступает причиной рецидивирующих кризисов системы взаимодействия власти и общества. Действия элит, не адекватные протоконституционным императивам массового правосознания, провоцируют системные кризисы. Русское правосознание (соответствующее ценностям Российской цивилизации) противостоит глобальному конституционализму (как попытке евроатлантической цивилизации навязать всему миру свои стандарты). По мнению автора, Конституция должна соответствовать реальному конституционализму (конституционализму демоса, а не конституционализму демократов). В частности, необходимо отменить запрет на государственную идеологию (на национальную идею).
В статье определяется потенциал междисциплинарной методологии изучения российской традиции конституционного правотворчества, обозначена роль юридической историографии и юридического источниковедения в исследованиях российских Конституций на примере работы О.В. Великановой «Конституция 1936 года и массовая политическая культура сталинизма», раскрыты направления научного поиска с использованием культурологического подхода.
В статье анализируются историко-правовые аспекты процесса конституционного закрепления положений, касающихся отправления правосудия, в том числе тех, что связаны с принципами отправления правосудия, устройством судебной системы, ее структурой, статусом суда и судьи. Отдельно рассматриваются составляющие организационно-правового механизма отправления правосудия - судоустройственная, судопроизводственная и судейско-статусная. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования как отдельных положений Конституции Российской Федерации, так и федеральных конституционных и федеральных законов в части обеспечения функционирования судебной системы.
В основе исследования лежит тезис о том, что представление о двух телах короля переживает монархическую форму правления и трансформируется в представление о телах народа. При этом народ может обладать более чем двумя телами. Анализ текстов отечественных конституций - от Основных Государственных Законов 1906 года до Конституции СССР 1977 года - сосредоточен на выявлении в них представлений о физическом, политическом и этнографическом телах. Показаны монархическое представлении о политическом теле Основных Законов, революционный перелом, отразившийся в Конституции 1918 года, и последующая эволюция в сторону новоевропейского представления о политическом теле народа как представительстве. Одновременно сделан вывод о нерешенности в дореволюционном и советском конституционном дискурсе проблемы этнографического тела.
В статье на примере Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., Конституции РСФСР 1918 г., Конституций СССР 1924, 1936 и 1977 гг., а также Конституции Российской Федерации 1993 г. выявляются формы обращения к историческому прошлому. Сделан вывод о том, что Россия имеет опыт рассмотрения исторического прошлого и как опоры конституционного развития, и как негатива, который должен быть преодолён. Показано значение того, в какой части Конституции содержатся отсылки к истории. Выделены традиционные формы обращения к историческому прошлому, которые были использованы в современной Конституции России, а также новые подходы.
Вопросы осмысления и интерпретации специфики федеративного устройства СССР по-прежнему остаются одними из наиболее актуальных для современной отечественной теории и истории государства и права. Становление и развитие современного Российского федерализма во многом обусловлено советским опытом государственного строительства и спецификой складывающейся на протяжении десятилетий системы государственного управления и федеративных отношений в СССР. Целью работы является анализ советской федеративной модели как уникального явления государственно-политической истории СССР и выявление отдельных, наиболее существенных теоретических основ советского федерализма. Основная задача работы - исследование наиболее значимых особенностей советской модели федеративного устройства, анализ которых позволяет характеризовать советский федерализм как уникальный конституционно-правовой феномен. Основными методами исследования являются формально-юридический, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, метод правового моделирования, метод юридико-логического анализа и системно-структурный подход. Советский федерализм выступает как уникальный конституционно-правовой феномен, вызванный к жизни государственно-политическим развитием Российского государства в советский период. Советский федерализм носил конституционный и объединительный характер. Одним из его значимых качеств являлась необратимость в устройстве советской федерации. При этом, несмотря на факт закрепления советскими конституциями права союзных республик на свободный выход из состава Союза, с точки зрения конституционной теории Советский Союз предстает как единое и неделимое федеративное государство, цели создания и государственно-политическая организация которого не предполагала последующего изменения своей территории. Нормы о добровольности объединения союзных республик в одно государство, об обстоятельствах, послуживших такому объединению, а также государственном единстве советского народа имели в советских конституционных актах несомненный приоритет.
Издательство
- Издательство
- Курский государственный университет
- Регион
- Россия, Курск
- Почтовый адрес
- 305000, Курская область, город Курск, ул. Радищева, д.33
- Юр. адрес
- 305000, Курская область, город Курск, ул. Радищева, д.33
- ФИО
- Худин Александр Николаевич (ректор)
- E-mail адрес
- info@kursksu.ru
- Контактный телефон
- +7 (471) 2702247
- Сайт
- https://kursksu.ru