Архив статей журнала
Вопросы осмысления и интерпретации специфики федеративного устройства СССР по-прежнему остаются одними из наиболее актуальных для современной отечественной теории и истории государства и права. Становление и развитие современного Российского федерализма во многом обусловлено советским опытом государственного строительства и спецификой складывающейся на протяжении десятилетий системы государственного управления и федеративных отношений в СССР. Целью работы является анализ советской федеративной модели как уникального явления государственно-политической истории СССР и выявление отдельных, наиболее существенных теоретических основ советского федерализма. Основная задача работы - исследование наиболее значимых особенностей советской модели федеративного устройства, анализ которых позволяет характеризовать советский федерализм как уникальный конституционно-правовой феномен. Основными методами исследования являются формально-юридический, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, метод правового моделирования, метод юридико-логического анализа и системно-структурный подход. Советский федерализм выступает как уникальный конституционно-правовой феномен, вызванный к жизни государственно-политическим развитием Российского государства в советский период. Советский федерализм носил конституционный и объединительный характер. Одним из его значимых качеств являлась необратимость в устройстве советской федерации. При этом, несмотря на факт закрепления советскими конституциями права союзных республик на свободный выход из состава Союза, с точки зрения конституционной теории Советский Союз предстает как единое и неделимое федеративное государство, цели создания и государственно-политическая организация которого не предполагала последующего изменения своей территории. Нормы о добровольности объединения союзных республик в одно государство, об обстоятельствах, послуживших такому объединению, а также государственном единстве советского народа имели в советских конституционных актах несомненный приоритет.