РОЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИЗАЙНА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (2024)
Статья посвящена роли дизайна в профессиональной деятельности педагога. Отмечается современное состояние образования и проистекающая из этого необходимость для педагогов осваивать новые области деятельности, включая дизайн. Обзор научных публикаций показывает, что, несмотря на достаточно большой объем материалов, посвященных внедрению методов дизайн-проектирования в образовательный процесс, представления о роли дизайна в образовании носят фрагментарный характер, а исследования концентрируются преимущественно на особенностях визуализации информации в обучении. Полного перечня областей применения дизайна в образовании представлено не было, что и определяет цель статьи – освещение широкого спектра возможностей применения дизайна в образовании, его роль в различных областях педагогической практики. Для достижения цели использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, педагогической практики, реальных педагогических продуктов, дипломных проектов студентов и проектных работ обучающихся учреждений общего и дополнительного образования, представляемых на конкурсах и конференциях факультета технологий, инжиниринга и дизайна ВятГУ; а также взаимодействие с преподавателями. На основе проведенного исследования выявлены ключевые аспекты использования дизайна в педагогике, такие как визуализация информации, повышение разнообразия средств обучения, оформление сопроводительных материалов, презентационное сопровождение занятий и оформление проектов, подготовка материалов для дистанционного обучения, организация проектной деятельности и создание комфортного образовательного пространства. Завершает представленную работу вывод о высокой значимости дизайна для современного образовательного процесса и описание перспектив взаимодействия между педагогами и специалистами в области дизайна.
Идентификаторы и классификаторы
Современному педагогу часто приходится осваивать новые области деятельности, на первый взгляд, напрямую с его предметом не связанные, как за последние несколько лет произошло с информационно-коммуникационными технологиями и средствами проектирования МООК.
Список литературы
- Yildiz C. The contribution of graphic design education to literacy // ICERI2017 Proceedings. IATED, 2017. С. 2862-2865.
- Багдасарова В. Е. Наглядные пособия по дизайну для будущих учителей технологии как педагогическое творчество //Развитие профессиональных компетенций студентов педагогического и психологического направлений в условиях разноуровневой подготовки в университете. 2015. С. 41-46.
- Ласкова М. К. Визуальная культура будущего педагога // Дизайн-образование: проблемы и перспективы. 2016. С. 252-256.
- Моторная С. Е. Визуализация информации как технология об- учения в высшей школе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – №. 2 (31). – С. 177-183.
- Dolati R., Richards C. Harnessing the use of visual learning aids in the English language classroom //Arab World English Journal. 2011. Т. 2. №. 1. С. 3-17.
- Kuba R. Presentation matters: Basics of graphic design in educational technology //C2C Digital Magazine. – 2021. Т. 1. №. 15. С. 7.
- Philominraj A., Jeyabalan D., Vidal-Silva C. Visual Learning: A Learner Centered Approach to Enhance English Language Teaching // English language teaching. 2017. Т. 10. №. 3. С. 54-62.
- Рудницкая К. В. К вопросу использования элементов дизайна при изучении предметов естественнонаучного цикла // Естественнонаучное и географическое образование в условиях обновления учебного содержания и цифровой трансформации процесса обучения. 2022. С. 291-293.
- Güney Z. Visual literacy and visualization in instructional design and technology for learning environments //European Journal of Contemporary Education. 2019. Т. 8. №. 1. С. 103-117.
- Raiyn J. The Role of Visual Learning in Improving Students’ High- Order Thinking Skills //Journal of Education and Practice. 2016. Т. 7. №. 24. С. 115-121.
- Бодров В.Н., Магалашвили В.В. Ориентированная на цели визуализация знаний // Международный журнал «образовательные технологии и общество». 2008. Т. 11, № 1. C. 420-433.
- Пономарёва Е. Ю. Психологические аспекты визуального восприятия в дистанционном обучении вуза //Проблемы современного педагогического образования. 2022. №. 74-2. С. 271-275.
- Полякова Е. В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании //Известия южного федерального университета. Технические науки. 2012. Т. 135. №. 10. С. 120-124.
- Lamour Sansone K. Using strategies from graphic design to improve teaching and learning //Essentials of Teaching and Integrating Visual and Media Literacy: Visualizing Learning. 2015. С. 3-26.
- Долженкова В. И. Теоретические основы визуального обучения //Проблемы педагогики. 2015. №. 4 (5). С. 17-23.
- Барышкин А. Г., Резник Н. А. Основные параметры визуализации учебной информации //Компьютерные инструменты в образовании. 2005. №. 3. С. 38-44.
- Бурдин Н. П., Попова Ю. Н. Часть чего-то большего: разработка шаблона для учебно-наглядного пособия дисциплины «История дизайна, науки и техники» //Общество. Наука. Инновации (НПК- 2022). 2022. С. 105-114.
- Гаряев Л. В., Гаряева Т. П. Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и их учет при создании учебных презентаций //Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2008. №. 4. С. 106-113.
- Зотова К. В. Актуальность использования принципа наглядности для студентов-дизайнеров, визуализация учебной информации по- средствам инфографики, методические основы разработки цифровой инфографики для наглядных пособий вузов //Образовательная парадигма современной творческой педагогики. 2022. С. 716-720.
- Новикова М. М., Иващенко А. В. Наглядно-методические пособия в обучении графических дизайнеров //Интерактивная наука. – 2022. – №. 5 (70). – С. 15-17.
- Цыбенова Л. Г., Цыбенов Ж. Б. Дизайн иллюстрации для обучения детей дошкольного возраста //Культурная жизнь Юга России. 2017. №. 1. С. 105-108.
- Гриншкун А. В., Левченко И. В. Возможные подходы к созданию и использованию визуальных средств обучения информатике с помощью технологии дополненной реальности в основной школе //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017. Т. 14. №. 3. С. 267-272.
- Кондратенко О. А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления //Научный диалог. 2013. №. 9 (21). С. 92-99.
- Вашунина И. В. Иллюстрирование как средство визуализации текстовой информации //Вестник Вятского государственного университета. 2008. Т. 2. №. 3. С. 47-50.
- Soleimani B., Dunai L. The role of graphic design in perceived of enjoyment in online education //Advances in Design Engineering II: Proceedings of the XXX International Congress INGEGRAF, 24-25 June, 2021, Valencia, Spain 30. Springer International Publishing, 2022. С. 327-336.
- Brown A. R., Voltz B. D. Elements of effective e-learning design // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2005. Т. 6. №. 1.
- Галиханов М. Ф., Хасанова Г. Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание //Высшее образование в России. 2019. №. 2. С. 51-62.
- dos Santos F. A., Tiradentes Souto V. Graphic design and user-centred design: designing learning tools for primary school //International Journal of Technology and Design Education. 2019. Т. 29. С. 999-1009.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрываются важные аспекты информационной обеспеченности при определении уровня финансовой устойчивости современных экономических субъектов. Современные экономические субъекты первоочередной своей целью видят извлечение прибыли, что, в свою очередь, обуславливает необходимость тщательного пла- нирования движения финансовых потоков. Такой подход обеспечивает своевременное прогнозирование изменений в части уровня финансовой устойчивости экономического субъекта. Полученные результаты способствуют прогнозированию уровня финансовой устойчивости. На их основе разрабатываются пути повышения эффективности операционной, финансовой и инвестиционной деятельности экономического субъекта. Устойчивое финансовое состояние экономического субъекта напрямую зависит от его способности эффективно функционировать, развиваться, оставаться кредитоспособным и поддерживать баланс между доходами и расходами в условиях постоянно меняющихся особенностей рынка. Анализ уровня финансовой устойчивости экономического субъекта выполняется на основе информации, содержащейся в отчетности, позволяющей дать достоверную оценку основным показателям финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в долгосрочной и краткосрочной перспективах. Результативность проведенного анализа и оценки уровня финансовой устойчивости напрямую зависит от качества и полноты данной информации. Гипотеза исследования определена обзором важности предоставленной информации, ее достоверности и своевременности для проведения аналитических процедур и принятию эффективных решений по развитию бизнеса. Целью проведенного исследования является определение роли и важности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности для анализа состояния экономического субъекта в целом и финансовой устойчивости в частности.
Цель статьи – изучить и оценить рынок образовательных услуг, его современные тренды в разрезе высшего и средне профессионального образования, что является базой для проведения дальнейших исследований в данном направлении. Методами исследования выступили: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение. Результаты: посредством анализа открытых источников была произведена оценка настоящего состояния рынка образовательных услуг за последнее время (2020-2023 годы), сформулированы выводы по результатам анализа, из- учены наиболее популярные в настоящее время направления в области образования, проанализированы контрольные цифры наборов, соотношение бюджетных и платных мест набора по все уровням образования (бакалавриат, магистратура). Центральным моментом в статье является оценка трендов в образовании, по данному вопросу рас- смотрены различные точки зрения, также изучено активное внедрение в образование технологий EdTech. Научная новизна: сгруппированы основные тренды образовательных услуг в условиях глобальных вызовов. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в учебном процессе для изучения вопросов экономики образования, а также органами власти в целях изучения тенденций в области образовательных услуг для принятия управленческих решений.
В связи с расширением санкционного режима на Российскую экономику в период с 2022 по 2024 год, корпоративные клиенты столкнулись с рядом проблем в ведении своей внешнеэкономической деятельности. Федеральным и коммерческим банкам стало труднее проводить международные финансовые операции, тем самым условия для ведения международного бизнеса усложнились. Данный недостаток обернулся преимуществом для региональных банков, которые не попали под санкции, тем самым улучшив их финансовые показатели и конкурентоспособность. Целью статьи является выявление ключевого преимущества в обслуживания корпоративных клиентов на примере ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк». Рассмотрена динамика роста корпоративных клиентов в санкционнных реалиях, благодаря главному преимуществу ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»
В статье рассматривается влияние цифровизации на социально-экономическую инфраструктуру и её роль в обеспечении экономической безопасности регионов. Цифровизация способствует оптимизации использования финансовых и материальных ресурсов, что особенно важно для регионов с ограниченными экономическими возможностями. Введение цифровых технологий в процессы планирования и распределения бюджетных средств позволяет не только снизить издержки на управление ресурсами, но и перенаправить сэкономленные средства на развитие других социальных сфер, таких как здравоохранение и образование. Особое внимание уделено цифровизации социально-экономической инфраструктуры, которая значительно улучшает доступ к социальным услугам, включая здравоохранение и образование. В статье отмечается, что цифровизация образования активно развивается, особенно через федеральный проект «Цифровая образовательная среда», направленный на создание современных образовательных сервисов. Однако инфраструктурные ограничения, такие как низкий доступ к беспроводному интернету, и проблема количественной ограниченности отечественных программных продуктов, тормозят цифровую трансформацию. В здравоохранении цифровизация способствует повышению эффективности медицинских услуг через использование больших данных, искусственного интеллекта и телемедицины. Однако, как и в образовании, цифровизация сталкивается с проблемами, связанными с ограниченным количеством отечественных программных продуктов. В статье под- черкивается важность поддержки импортозамещения и налогового стимулирования для укрепления экономической безопасности регионов, а также необходимость активного внедрения цифровых решений в социально-экономическую инфраструктуру, что, в свою очередь, способствует повышению экономической стабильности регионов.
Экономические субъекты реального бизнеса представляют собой сложный механизм взаимосвязанных элементов, корректная и эффективная работа которых все цело зависит от грамотного управления всеми финансово-хозяйственными процессами, своевременного выявления «больных» мест в функционировании субъекта и нивелировании возникающих рисков. Актуальность темы обусловлена тем, что уровень финансовой устойчивости и платежеспособности экономического субъекта определяет его текущее состояние и влияет на перспективное развитие экономического субъекта. Несмотря на то, что сохраняются угрозы введения новых санкций против российского бизнеса в частности и страны в целом, значительное количество экономических субъектов крупного бизнеса сохраняют уровень своей финансовой устойчивости. Так, по данным исследований Национального рейтингового агентства только 20 % экономических субъектов за последние годы ушли в «серую зону» финансовой устойчивости, а остальные 80 % остаются на плаву. Актуальность научной статьи обусловлена еще и тем, что оценка финансовой устойчивости и платежеспособности экономического субъекта дает достоверное представление о результативности его финансово-хозяйственной деятельности прошедших периодов, текущего значения и перспективы. Отслеживая динамику основных показателей, формируется вывод о векторе инвестиционно-финансового развития экономического субъекта, который будет полезен не только стейкхолдерам в лице руководства экономического субъекта, профессиональных инвесторов и кредиторов, но и более широкому кругу пользователей. В основу методики исследования положены методы финансового анализа, классификация, обобщение, сравнение, аналогия, анализ источников, дедукция и индукция.
В статье выявлены требования к учебным курсам внеурочной деятельности и разработаны программа и методическое обеспечение занятий учебного курса внеурочной деятельности «Геометрическое место точек» для учащихся восьмого класса. Планируемые предметные результаты учебного курса внеурочной деятельности: учащиеся научатся свободно оперировать понятиями «геометрическое место точек», «биссектриса», «серединный перпендикуляр», «окружность», «пара параллельных прямых», «пара перпендикулярных прямых»; определять окружность Аполлония как геометрическое место точек; решать задачи на нахождение геометрических мест точек; применять метод ГМТ при решении геометрических задач; выполнять необходимые дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач. Продолжительность учебного курса: один учебный год (34 часа). Занятия учебного курса осуществляются согласно разработанной программе. Представлен фрагмент методической разработки практического занятия «Элементарные задачи на построение, основные этапы решения», цель которого – сформировать у учащихся навык решения задач на построение. Апробация разработанного методического обеспечения показала положительную динамику в направлении углубления и расширения математических знаний учащихся 8-х классов. Разработанный учебный курс внеурочной деятельности «Геометрическое место точек» может стать частью или основой для разработки большого учебного курса внеурочной деятельности по геометрии для учащихся 7–9 классов.
Издательство
- Издательство
- ЛАНДРЕЙЛ
- Регион
- Россия, Тольятти
- Почтовый адрес
- 445047, Самарская обл, г Тольятти, Автозаводский р-н, Южное шоссе, влд 35А, офис 404
- Юр. адрес
- 445047, Самарская обл, г Тольятти, Автозаводский р-н, Южное шоссе, влд 35А, офис 404
- ФИО
- Коростелёв Александр Алексеевич (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)