ОЦЕНКА МОДЕЛИ БИРГЕРА ГЕРХАРДССОНА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ БИБЛЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2024)
В данной статье рассматривается модель передачи устных евангельских преданий Биргера Герхардссона в контексте последних исследований, связанных с вопросом происхождения канонических Евангелий. Показывается необходимость изучения раввинской модели на примере современной библейской науки, в частности, рассматриваются утверждения современного библеиста Барта Эрмана о достоверности евангельских преданий. В статье также приводятся предпосылки возникновения раввинской модели, излагается теория и применение данной модели. В завершении основной части приводятся замечания в отношении различных аспектов, относящихся к целесообразности применения модели Герхардссона.
Идентификаторы и классификаторы
При продолжительном размышлении над текстами канонических Евангелий пытливый ум исследователя старается представить себе, как они возникли. В первые десятилетия христианства происходили события, которые до сих пор не могут быть представлены с исторической точки зрения как целостная картина.
Список литературы
1 Balducelli R. Professor Riesenfeld on Synoptic Tradition // Catholic Biblical Quarterly. 1960.
Vol. 22. P. 416–421.
2 Barbour R. S. Review of Birger Gerhardsson, Tradition and Transmission in Early Christianity //
Scottish Journal of Theology. 1966. Vol. 19. P. 114–115.
3 Barrett C. K. Jesus and the Gospel Tradition. Wipf and Stock Publishers, 2005.
4 Barrett C. K. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript // Theological Studies.
1963. Vol. 14. P. 445–449.
5 Barrett C. K. Review of Birger Gerhardsson, Tradition and Transmission in Early Christianity //
Journal of Theological Studies. 1965. Vol. 16. P. 488–489.
6 Benoit P. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript // Review Biblique. 1963.
Vol. 70. P. 269–273.
7 Bird M. F. The Formation of the Gospels in the Setting of Early Christianity // Westminster
Theological Journal. Vol. 67. Vol. 1. 2005. P. 113–134.
8 Black M. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript // Society for Old Testament
Studies BL. 1963. P. 66–67.
9 Bligh J. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript and Tradition and Transmission
in Early Christianity // Heythrop Journal. 1965. Vol. 6. P. 189–190.
10 Block P. Review of Birger Gerhardsson, Tradition and Transmission in Early Christianity //
Krilför Å. 1964. Vol. 8. P. 156–157.
11 Boyd W. The History of Western Education. 6th ed. London, 1954.
12 Brewer B. K. Models for the Oral Transmission of the Gospel Traditions and the Problem
of Continuity: an Analysis and Evaluation. A dissertation submitted to the Caspersen
School of Graduate Studies. Drew University. Madison, New Jersey, 2005.
13 Brinkmann B. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript // Scholastik. 1962.
Vol. 37. P. 426–430.
14 Brinkmann B. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript // Scholastik. 1964.
Vol. 39. P. 587–588.
15 Butler C. Review of Birger Gerhardsson, Tradition and Transmission in Early Christianity //
Downside Review. 1966. Vol. 83. P. 76–78.
16 Byrskog S. Jesus the Only Teacher: Didactic Authority and Transmission in Ancient Israel, Ancient Judaism and the Matthean Community. Stockholm: Almqvist & Wiksell International,
1994. (Coniectanea Biblica, New Testament Series; 24).
17 Coppens J. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript // Ephemerides theologicae lovanienses. 1962. Vol. 38. P. 104–105.
18 Culpepper R. A. The Johannine School: An Evaluation of the Johannine-School Hypothesis
Based on an Investigation of he Nature of Ancient Schools. Missoula, Montana: Scholars
Press, 1975. (Society of Biblical Literature Dissertation Series; 26).
19 Davids P. H. The Gospels and Jewish Tradition: Twenty Years after Gerhardsson // Gospel
Perspectives: Studies of History and Tradition in the Four Gospels / R. T. France, D. Wenham.
Vol. 1. Sheffield: JSOT Press, 1980. P. 75–99.
20 Davies J. G. Gospel Origins // Expository Times. 1961. Vol. 73. P. 71.
21 Davies W. D. Reflections on a Scandinavian Approach to «The Gospel Tradition» // Neo tes tamen ti ca et Patristica. Festschrift for Oscar Cullman. Leiden: E. J. Brill, 1962. P. 14–34.
22 Das Evangelium und die Evangelien: Vortrage vom Tubinger Symposium 1982 / P. Stuhlmacher. Tubingen: Mohr, 1983. (Wissenschaftliche Untersuchungen Neuen Testament; 28).
23 Doeve J. W. Jewish Hermeneutics in the Gospels and Acts. Assen: Van Gorcum, 1954.
24 Doeve J. W. Le role de la tradition dans la composition des Evangiles synoptiques // La Formation des Evangiles: Probleme Synoptique et Formgeschichte. Louvain: Desclee de Brouwer, 1957.
25 Dunn J. D. G. Jesus Remembered: Christianity in the Making. Vol. 1. Wm. B. Eerdmans Publishing, 2003.
26 Dunstone A., Nixon R. E., Marshall I. H. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript // Theological Students Fellowship Bulletin. 1966. Vol. 45. P. 3–12.
27 Dupont J. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript // Ry Mo. 1961. Vol. 35.
P. 279–280.
28 Edwards O. C. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript // Journal of Religion.
1964. Vol. 44. P. 183–185.
29 Ehrman B. D. Jesus Before the Gospels — How the Earliest Christians Remembered, Changed,
and Invented Their Stories of the Savior. HarperCollins, 2016.
30 Ellis E. E. The Synoptic Gospels and History // Authenticating the Activities of Jesus / Chil ton B. D., Evans C. A. Leiden: Brill, 1999. (Biblical Studies and Religious Studies, 28). P. 49–57.
31 Eve E. Behind The Gospels: Understanding The Oral Tradition. London: Society for Promoting
Christian Knowledge, 2013.
32 Festorazzi F. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript // Rivista biblica italiana.
1963. Vol. 11. P. 433–436.
33 Fitzmyer J. A. Memory and Manuscript: The Origins and Transmission of the Gospel Tradition
(review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript) // Theological Studies. 1962. Vol. 23. P. 442–457.
34 Fitzmyer J. A. Memory and Manuscript: The Origins and Transmission of the Gospel Tradition
(review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript) // Theological Studies. 1964. Vol. 25. P. 685.
35 Fitzmyer J. A. Review of Birger Gerhardsson, Tradition and Transmission in Early Christianity //
Catholic Biblical Quarterly. 1964. Vol. 26. P. 487.
36 Gartner B. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript // KA. 1961. Vol. 61. P. 247–254.
37 Goldberg A. Handing Down Tradition: Classic Work in the Transmission of Written and Oral
Law (review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript) // Biblica et orientalia. 1964. Vol. 21. P. 223–225.
38 Goody J. The Interface between the Written and the Oral. Cambridge: Cambridge University
Press, 1987.
39 Green E. M. B. Review of Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript // Churchman. 1963.
Vol. 77. P. 120–121.
40 Haag H. Review of Birger Gerhardsson, Tradition and Transmission in Early Christianity //
TübTQ. 1965. Vol. 145. P. 398.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается пятнадцатая глава из Первого послания к Коринфянам (1 Кор. 15, 1–58), в которой апостол Павел преподает коринфским христианам развернутое учение о Воскресении Иисуса Христа и воскресении мертвых, то есть о победе воскресшего Иисуса Христа над смертью, о тайне жизни после смерти, грядущих судьбах людей и всеобщем воскресении. Описание всеобщего воскресения в Первом послании к Коринфянам отлично от Евангельского, а так же от более краткого изложения в первом послании к Фессалоникийцам (1 Фес. 4, 13–18). Эсхатологическое учение о воскресении в этой главе является основным содержательным отрывком из всего корпуса посланий апостола Павла. В данной статье проводится историко-филологический и богословский анализ темы воскресения, представленной в рассматриваемой главе, что позволяет всесторонне изучить текст и проникнуть в его смысл, а также изложить опыт богословско-экзегетического комментария.
В статье рассматриваются основные святоотеческие положения тропологического тол- кования кн. прор. Иеремии, в наиболее развернутом виде представленные в творениях свт. Игнатия (Брянчанинова), прп. аввы Дорофея и прп. Максима Исповедника. Указанные положения сопоставлены друг с другом и приведены в единую тропологическую картину Иерусалима времен вавилонского пленения. Согласно сделанному выводу, кн. прор. Иеремии в полной мере сохраняет свою актуальность для назидания и духовной поддержки христианина в скорбях, сопряженных с неизбежными в земной жизни претыканиями и падениями.
Часто приводится мнение, что тетрарх Ирод Антипа по слабости характера виновен в мученической кончине Иоанна Крестителя, ставшего жертвой коварной Иродиады. Однако, Иосиф Флавий видит причины казни Пророка в опасности для тетрарха популярности в народе учения Иоанна о приближении Царства Небесного. Поэтому тетрарх предпочёл предупредить народный бунт против его тирании, арестовав и казнив Крестителя. Анализ евангельских свидетельств в контексте исторических событий позволил определить, что причины, кроме личностного, имели религиозный и политический характер. Также установлены основные виновники казни и заинтересованные в ней лица и слои общества. Предлогом для казни мог послужить танец-провокация Саломии, дочери Иродиады, якобы ради клятвы, данной ей Антипой, и ради возлежащих гостей. Версия опирается на учение многих богословов.
Статья посвящена разбору проблематики датировки Тайной Вечери. Рассматривается положение синоптических текстов в соотношении с текстом ап. и Евангелиста Иоанна Богослова. Обоснование строится на вероятных способах согласования Священных текстов и их сравнительном анализе в виду изложения фактов земной жизни Иисуса Христа. Дается смысл обоснования совершения последней ветхозаветной Пасхи Иисусом Христом. Целью данного исследования является смысловое обоснование датировки Тайной Вечери, на фактах описанных в Священном писании и историческом контексте.
В Великую Субботу читаются две паремии, каждая из которых повествует о воскрешении пророком отрока: пророк Илия воскрешает сына вдовы из Сарепты Сидонской и пророк Елисей воскрешает сына женщины из Сонама. Интересно сравнить два эти эпизода, выявить их сходства и различия. Парадоксально, но различий гораздо больше, чем сходств. Среди значимых различий отметим следующие: большее время между смертью ребенка и воскрешением, вера сонамитянки в возможность воскрешения сына, Елисею пришлось приложить большие усилия для оживления отрока. Анализ различий позволяет говорить о превосходстве чуда Елисея над аналогичным чудом Илии. В конце статьи приводится сравнение ветхозаветных чудес воскрешения с новозаветными.
Издательство
- Издательство
- МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141312, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, ТЕР. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, КВ. АКАДЕМИЯ
- Юр. адрес
- 141312, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, ТЕР. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, КВ. АКАДЕМИЯ
- ФИО
- Зинковский Евгений Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor.pr@gmail.com
- Контактный телефон
- +7 (496) 5419142
- Сайт
- https://mpda.ru/