ДВА ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЧУДА ВОСКРЕШЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 3 ЦАР. 17:17–24 И 4 ЦАР. 4:18–37 (2024)
В Великую Субботу читаются две паремии, каждая из которых повествует о воскрешении пророком отрока: пророк Илия воскрешает сына вдовы из Сарепты Сидонской и пророк Елисей воскрешает сына женщины из Сонама. Интересно сравнить два эти эпизода, выявить их сходства и различия. Парадоксально, но различий гораздо больше, чем сходств. Среди значимых различий отметим следующие: большее время между смертью ребенка и воскрешением, вера сонамитянки в возможность воскрешения сына, Елисею пришлось приложить большие усилия для оживления отрока. Анализ различий позволяет говорить о превосходстве чуда Елисея над аналогичным чудом Илии. В конце статьи приводится сравнение ветхозаветных чудес воскрешения с новозаветными.
Идентификаторы и классификаторы
В Великую Субботу среди 15 паремий константинопольского Устава, читаемых на вечерне в соединении с литургией (во время этих паремий в Святой Софии Константинопольской патриарх в большом баптистерии совершал крещение оглашенных), есть две особенные паремии, которые в наибольшей степени (в сравнении с другими паремиями) идейно связаны с воскресением Христа. Это 8-я и 12-я паремии по порядку чтения: 8-я паремия содержит историю пребывания пророка Илии у вдовы-финикиянки (3 Цар. 17:8–23), а в 12-й паремии описаны отношения пророка Елисея с богатой израильской семьей из города Сонам (4 Цар. 4:8–37).
Список литературы
1 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе. Брюс-
сель: Жизнь с Богом, 1989.
2 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I — VIII веков. Ветхий Завет.
Том V: Исторические книги (часть 2). Книги Царств (3-я и 4-я), Паралипоменон (1-я и 2-я); Ездры (1-я), Неемии и Есфири / Под ред. Дж. Р. Фрэнки / Русское издание под редакцией Ю. Н. Варзонина / Пер. с англ., греч., лат. и сир. Тверь: Герменевтика, 2011.
3 Лебедев П. Ю., Эйделькинд Я. Д., Петров А. Е., Моисеева С. А. Иона. // Православная энциклопедия, т. 25. М., 2010. С. 372–389.
4 Мень А., прот. Библиологический словарь. В 3-х том. / Т. 1: А–И. М.: Фонд им. Александра Меня, 2002.
5 Минея октябрь. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
6 Николай (Пачуашвили), митр. Миссионерское служение пророка Ионы и наследие святых отцов древней Церкви: миссиологический и экзегетический аспекты. М.: ПСТГУ, 2022.
6 Н. М. Вдовы // Православная богословская энциклопедия. Т. 3. СПб, 1902. С. 243–245.
7 Триодь Постная. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
8 Цыпин В., прот. Вдовство // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 355–358.
9 Шмаина-Великанова А. Пророк Елисей // Студия Неофит. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=D5o7YPz8-JA (дата обращения 17.04.2024).
10 Amit Y. A Prophet tested: Elisha, the great woman of Shunem, and the story’s double massage // Biblical Interpretation 11, 3/4. 2003.
11 Cogan M., Tadmor H. II Kings: A new translation with introduction and commentary. Includes
index. New Haven; London: Yale University Press, 2008.
12 Fensham F. C. Widow, Orphan and the Poor in Ancient Near Eastern Legal and Wisdom Li te ratu re // Journal of Near Eastern Studies, Vol. 21, № 2 (Apr., 1962). P. I29–139.
13 Gowan D. E. Wealth and Poverty in the Old Testament: The Case of the Widow, the Orphan, and the Sojourner // Interpretation 41 (4), 1987. P. 341–353.
14 Hobbs, T. R. 2 Kings. // Word Biblical Commentary. Vol. 13. Dallas, 2002.
15 House P. R. 1, 2 Kings // The New American Commentary. Vol. 8. Nashville: Broadman & Holman Publishers. 2001.
16 Montgomery J. A. A critical and exegetical commentary on the Books of Kings. New York:
Scribner. 1951.
17 Rice G. Nations under God: A commentary on the book of 1 Kings. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1990.
18 Spoelstra J. J. Queens, Widows, and Mesdames: The Role of Women in the Elijah-Elisha
Narrative // Journal for the Evangelical Study of the Old Testament. Vol. 3, iss. 2 (2014). P. 171–184
19 Shemesh Y. «I am Sure He Is a Holy Man of God» (2 Kgs 4:9) the Unique Figure of Elisha // Caspi M. M., Greene J. T. And God Said: «You are Fired»: The Narrative of Elijah and Elisha. North Richland Hills, Texas: Bibal Press, 2007. P. 21.
20 Wiseman, D. J. 1 and 2 Kings: An introduction and commentary. // Tyndale Old Testament Commentaries. Vol. 9. Nottingham, England: Inter-Varsity Press, 1993.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматривается модель передачи устных евангельских преданий Биргера Герхардссона в контексте последних исследований, связанных с вопросом происхождения канонических Евангелий. Показывается необходимость изучения раввинской модели на примере современной библейской науки, в частности, рассматриваются утверждения современного библеиста Барта Эрмана о достоверности евангельских преданий. В статье также приводятся предпосылки возникновения раввинской модели, излагается теория и применение данной модели. В завершении основной части приводятся замечания в отношении различных аспектов, относящихся к целесообразности применения модели Герхардссона.
В статье рассматривается пятнадцатая глава из Первого послания к Коринфянам (1 Кор. 15, 1–58), в которой апостол Павел преподает коринфским христианам развернутое учение о Воскресении Иисуса Христа и воскресении мертвых, то есть о победе воскресшего Иисуса Христа над смертью, о тайне жизни после смерти, грядущих судьбах людей и всеобщем воскресении. Описание всеобщего воскресения в Первом послании к Коринфянам отлично от Евангельского, а так же от более краткого изложения в первом послании к Фессалоникийцам (1 Фес. 4, 13–18). Эсхатологическое учение о воскресении в этой главе является основным содержательным отрывком из всего корпуса посланий апостола Павла. В данной статье проводится историко-филологический и богословский анализ темы воскресения, представленной в рассматриваемой главе, что позволяет всесторонне изучить текст и проникнуть в его смысл, а также изложить опыт богословско-экзегетического комментария.
В статье рассматриваются основные святоотеческие положения тропологического тол- кования кн. прор. Иеремии, в наиболее развернутом виде представленные в творениях свт. Игнатия (Брянчанинова), прп. аввы Дорофея и прп. Максима Исповедника. Указанные положения сопоставлены друг с другом и приведены в единую тропологическую картину Иерусалима времен вавилонского пленения. Согласно сделанному выводу, кн. прор. Иеремии в полной мере сохраняет свою актуальность для назидания и духовной поддержки христианина в скорбях, сопряженных с неизбежными в земной жизни претыканиями и падениями.
Часто приводится мнение, что тетрарх Ирод Антипа по слабости характера виновен в мученической кончине Иоанна Крестителя, ставшего жертвой коварной Иродиады. Однако, Иосиф Флавий видит причины казни Пророка в опасности для тетрарха популярности в народе учения Иоанна о приближении Царства Небесного. Поэтому тетрарх предпочёл предупредить народный бунт против его тирании, арестовав и казнив Крестителя. Анализ евангельских свидетельств в контексте исторических событий позволил определить, что причины, кроме личностного, имели религиозный и политический характер. Также установлены основные виновники казни и заинтересованные в ней лица и слои общества. Предлогом для казни мог послужить танец-провокация Саломии, дочери Иродиады, якобы ради клятвы, данной ей Антипой, и ради возлежащих гостей. Версия опирается на учение многих богословов.
Статья посвящена разбору проблематики датировки Тайной Вечери. Рассматривается положение синоптических текстов в соотношении с текстом ап. и Евангелиста Иоанна Богослова. Обоснование строится на вероятных способах согласования Священных текстов и их сравнительном анализе в виду изложения фактов земной жизни Иисуса Христа. Дается смысл обоснования совершения последней ветхозаветной Пасхи Иисусом Христом. Целью данного исследования является смысловое обоснование датировки Тайной Вечери, на фактах описанных в Священном писании и историческом контексте.
Издательство
- Издательство
- МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141312, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, ТЕР. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, КВ. АКАДЕМИЯ
- Юр. адрес
- 141312, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. СЕРГИЕВ ПОСАД, ТЕР. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, КВ. АКАДЕМИЯ
- ФИО
- Зинковский Евгений Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor.pr@gmail.com
- Контактный телефон
- +7 (496) 5419142
- Сайт
- https://mpda.ru/