БИБЛЕЙСКИЕ СХОЛИИ
Архив статей журнала
В данной статье рассматривается модель передачи устных евангельских преданий Биргера Герхардссона в контексте последних исследований, связанных с вопросом происхождения канонических Евангелий. Показывается необходимость изучения раввинской модели на примере современной библейской науки, в частности, рассматриваются утверждения современного библеиста Барта Эрмана о достоверности евангельских преданий. В статье также приводятся предпосылки возникновения раввинской модели, излагается теория и применение данной модели. В завершении основной части приводятся замечания в отношении различных аспектов, относящихся к целесообразности применения модели Герхардссона.
В статье рассматривается пятнадцатая глава из Первого послания к Коринфянам (1 Кор. 15, 1–58), в которой апостол Павел преподает коринфским христианам развернутое учение о Воскресении Иисуса Христа и воскресении мертвых, то есть о победе воскресшего Иисуса Христа над смертью, о тайне жизни после смерти, грядущих судьбах людей и всеобщем воскресении. Описание всеобщего воскресения в Первом послании к Коринфянам отлично от Евангельского, а так же от более краткого изложения в первом послании к Фессалоникийцам (1 Фес. 4, 13–18). Эсхатологическое учение о воскресении в этой главе является основным содержательным отрывком из всего корпуса посланий апостола Павла. В данной статье проводится историко-филологический и богословский анализ темы воскресения, представленной в рассматриваемой главе, что позволяет всесторонне изучить текст и проникнуть в его смысл, а также изложить опыт богословско-экзегетического комментария.
В статье рассматриваются основные святоотеческие положения тропологического тол- кования кн. прор. Иеремии, в наиболее развернутом виде представленные в творениях свт. Игнатия (Брянчанинова), прп. аввы Дорофея и прп. Максима Исповедника. Указанные положения сопоставлены друг с другом и приведены в единую тропологическую картину Иерусалима времен вавилонского пленения. Согласно сделанному выводу, кн. прор. Иеремии в полной мере сохраняет свою актуальность для назидания и духовной поддержки христианина в скорбях, сопряженных с неизбежными в земной жизни претыканиями и падениями.
Часто приводится мнение, что тетрарх Ирод Антипа по слабости характера виновен в мученической кончине Иоанна Крестителя, ставшего жертвой коварной Иродиады. Однако, Иосиф Флавий видит причины казни Пророка в опасности для тетрарха популярности в народе учения Иоанна о приближении Царства Небесного. Поэтому тетрарх предпочёл предупредить народный бунт против его тирании, арестовав и казнив Крестителя. Анализ евангельских свидетельств в контексте исторических событий позволил определить, что причины, кроме личностного, имели религиозный и политический характер. Также установлены основные виновники казни и заинтересованные в ней лица и слои общества. Предлогом для казни мог послужить танец-провокация Саломии, дочери Иродиады, якобы ради клятвы, данной ей Антипой, и ради возлежащих гостей. Версия опирается на учение многих богословов.
Статья посвящена разбору проблематики датировки Тайной Вечери. Рассматривается положение синоптических текстов в соотношении с текстом ап. и Евангелиста Иоанна Богослова. Обоснование строится на вероятных способах согласования Священных текстов и их сравнительном анализе в виду изложения фактов земной жизни Иисуса Христа. Дается смысл обоснования совершения последней ветхозаветной Пасхи Иисусом Христом. Целью данного исследования является смысловое обоснование датировки Тайной Вечери, на фактах описанных в Священном писании и историческом контексте.
В Великую Субботу читаются две паремии, каждая из которых повествует о воскрешении пророком отрока: пророк Илия воскрешает сына вдовы из Сарепты Сидонской и пророк Елисей воскрешает сына женщины из Сонама. Интересно сравнить два эти эпизода, выявить их сходства и различия. Парадоксально, но различий гораздо больше, чем сходств. Среди значимых различий отметим следующие: большее время между смертью ребенка и воскрешением, вера сонамитянки в возможность воскрешения сына, Елисею пришлось приложить большие усилия для оживления отрока. Анализ различий позволяет говорить о превосходстве чуда Елисея над аналогичным чудом Илии. В конце статьи приводится сравнение ветхозаветных чудес воскрешения с новозаветными.