ОБРАЩЕНИЕ К АР-ДЕКО В МОСКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ НАЧАЛА 2000-х гг. (2023)
В статье рассматривается обращение к ар-деко как одно из направлений развития российской архитектурной мысли конца ХХ — начала XXI в. Оно объединило крайне непохожих друг на друга мастеров совершенно различных вкусов. Благодаря возрастающей роли активно декорированного фасада снова начала происходить ассимиляция наследия, позволяющая приблизить архитектуру к заказчику. Произошла своеобразная реабилитация стиля, когда равнозначно были приняты и допущены мотивы и сталинского ампира, и советского ар-деко 1930-х гг., и ар-деко Европы и Америки. И в архитектуре Москвы они объединились в одну архитектурную линию комфорта, качества, красоты и роскоши, убирающую все другие смысловые сюжеты и делающую возможным совершенно разные источники вдохновения. Обращение к ар-деко оказалось наиболее удачным, востребованным и коммерчески успешным направлением, в стилистике которого в настоящее время строится большое количество архитектурных зданий преимущественно крупного масштаба.
Идентификаторы и классификаторы
Одним из направлений, ярко характеризующим творческие поиски архитекторов в столице
в начале 2000-х гг., является обращение к ар-деко (или Ар Деко). Его значение для архитектуры Москвы почувствовал архитектор А. Боков, который писал, что «заимствование из классики пластических и декоративных элементов, использование скульптуры и живописи в архитектурном убранстве, внимание к пространству и свободное владение формой, взятое из функционализма, конструктивизма, рационализма, интернационального стиля, позволили ар-деко стать пластичным стилевым потоком, одновременно элитарным и демократичным, обращенным и к интеллектуалу, и к массовому потребителю, предлагающим как тиражированный товар, так и эксклюзивный». Свобода выбора пластических приемов, многообразие и разнообразие форм и декора, множественность истоков и источников, внимание к типу и качеству материалов создали возможности реализации потребностей совершенно разного заказчика (индивидуального, государственного, корпоративного), а стилевые характеристики позволили выразить смыслы и цели самых разнообразных заказов. В начале 2000-х гг. у архитекторов и заказчиков возникла потребность создания чего-то красивого, роскошного, созданного вне идеологического и исторического контекста. Возникло обращение к стилистике ар-деко.
Список литературы
- Административное здание «Галс-Тауэр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/projects/russia/11128/administrativnoe-zdanie-galstauer (дата обращения: 12.02.2023).
- Архитектор Глеб Цытович. М.: Архитектура и строительство России. 2006. 51 с.
- Белов А. Сталинское ар-деко в исполнении студентов МАрхИ [Электронный ресурс] // Made in future. 2008. №4. Режим доступа: https://future-lab. livejournal.com/968.html#cutid1(дата обращения: 15.02.2023).
- Боков А. Про Ар деко // Проект Россия. 2001. №1 (19). С. 89–96.
- БЦ «Садовая плаза» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.
ru/projects/russia/3350/bc-sadovaya-plaza (дата обращения: 13.02.2023). - Гараненко А. Никита Бирюков: «Архитектура стала слишком прагматичной». Руководитель архитектурной мастерской АБВ — о качестве, чистоте и цвете в архитектуре, а также о Европе и Азии в московском архитектурном ландшафте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/russia/35040/nikita-biryukov-arhitektura-stala-slishkom-pragmatichnoi (дата обращения: 15.02.2023).
- Гершкович Е. Карьера культурного одиночки [Электронный ресурс] // Мезонин. 2009. Режим доступа: https://archi.ru/press/russia/20363/zhiloidom-gorodskogo-semeinogo-kluba-monolit (дата обращения: 15.02.2023).
- Жилищно-коммерческий комплекс «Коперник» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/projects/russia/4425/zhilischno-kommercheskiikompleks-kopernik (дата обращения: 14.02.2023).
- Жилой дом во 2-ом Обыденском переулке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/projects/russia/6432/zhiloi-dom-vo-2-omobydenskom-pereulke (дата обращения: 14.02.2023).
- Жилой дом городского семейного клуба «Монолит» [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://archi.ru/projects/russia/733/zhiloi-dom-gorodskogo-semeinogo-kluba-monolit (дата обращения: 13.02.2023). - Жилой дом на Б. Ордынке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://
archi.ru/projects/russia/3314/zhiloi-dom-na-b-ordynke (дата обращения: 14.02.2023). - Жилой комплекс «4 солнца» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
levongrant-arch.ru/2019/10/24/4-солнца/ (дата обращения: 15.02.2023). - Жилой комплекс «Дом на Покровском бульваре» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/projects/russia/7267/zhiloi-kompleks-dom-na-pokrovskom-bulvare (дата обращения: 13.02.2023).
- Жилой комплекс «Ностальгия» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://ardexpert.ru/project/2930? (дата обращения: 13.02.2023). - Жилой комплекс «Трилогия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://
archi.ru/projects/russia/9225/zhiloi-kompleks-trilogiya (дата обращения: 16.02.2023). - ЖК «Clerkenwell House» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://
moskvadeluxe.ru/zhk-clerkenwell-house-obzor-zhilogo-kompleksa/ (дата обращения: 15.02.2023) - Имперский Дом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/ projects/russia/5267/imperskii-dom (дата обращения: 15.02.2023).
- Копылова Л. Степан Липгарт: «Гнуть свою линию — это правильно» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/russia/85489/stepan-lipgart-gnut-svoyu-liniyu-eto-pravilno (дата обращения: 15.02.2023).
- Коробьина И. Новая Москва-4. Гид по архитектуре Москвы и Московской области 1987–2007. М.: Центр современной архитектуры, 2007. 236 с.
- Локтев А. Г. Архитектура: сборник работ / Александр Локтев. М.: Буки Веди. 2020. 151 с.
- Малинин Н. Административное здание «Галс-Тауэр». Проектная организация: Моспроект-2, мастерская №14 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.drumsk.ru/arch/detail.php?ID=1383 (дата обращения: 12.02.2023).
- Малинин Н. Ампир Light. Почему «неосталинская» архитектура не означает возвращение сталинизма [Электронный ресурс] // Штаб-квартира. 2004. №6. Режим доступа: http://www.drumsk.ru/arch/detail.php?ID=1070 (дата обращения: 12.02.2023).
- Малинина Т. Г. История и современные проблемы изучения стиля Ар Деко // Искусство эпохи модернизма. Стиль ар-деко 1910-е — 1940-е годы / Отв. ред. Т. Г. Малинина. М.: Пинакотека, 2009. 320 с.
- Мартовицкая А. В ритме Садового кольца [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/russia/29135/v-ritme-sadovogo (дата обращения: 12.02.2023).
- Многоцелевой комплекс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mosproject2.ru/projects/administrativno-ofisnye-zdaniya-banki/a-banki/
mnogotselevoy-kompleks (дата обращения: 12.02.2023). - Ревзин Г. Возвращение Ар Деко [Электронный ресурс] // Проект классика. 2003. №7. Режим доступа: http://www.projectclassica.ru/m_classik/07_2003/07_classik_01a.htm (дата обращения: 12.02.2023).
- Ревзин Г. Дом Белова [Электронный ресурс] // Проект Классика. 2005. №13.
Режим доступа: http://www.projectclassica.ru/m_classik/13_2005/13_classik_02a.htm (дата обращения: 15.02.2023). - Ревзин Г. Кампанила на Тверской [Электронный ресурс] // Проект Классика. 2002. №4. Режим доступа: http://www.projectclassica.ru/m_classik/04_2002/04_classik_01a.htm (дата обращения: 12.02.2023).
- Ревзин Г. Новое лицо Москвы // Коммерсантъ Власть. 2001. №49. С. 11.
- Ревзин Г. Сталинские сироты. «Вперед, в тридцатые!» в Музее архитектуры // Коммерсантъ. 2008. №216. С. 22.
- Савкин К. Классический триумф конструктивизма. Жилой и общественный комплекс в Якиманском переулке // Архитектурный вестник. Архитектура. Строительство. Дизайн. 2011. №1 (118). С. 66–75.
- Савкин К. Трехчастность как архетип [Электронный ресурс] // Архитектурный Вестник. Архитектура. Строительство. Дизайн. 2012. №1 (124). Режим доступа: https://archi.ru/press/russia/67508/zhiloi-kompleks-trilogiya (дата обращения: 15.02.2023).
- Седова М. Ни шагу назад! [Электронный ресурс] // Проект классика. 2009. №28–29. Режим доступа: http://projectclassica.ru/m_classik/28_2009/28_classik_05.htm (дата обращения: 15.02.2023).
- Седова М. Открылся сайт архитектурной группы «Дети Иофана» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/press/russia/19722/vystavkavpered-v-tridcatye (дата обращения: 15.02.2023).
- Селиванова А. Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР. 2-е изд. М.: БуксМарт, 2020. 320 с.
- Степан Липгард. Наше творческое кредо // Каталог выставки «Вперед, в 30-е!». М.: МУАР, архитектурная группа «Дети Иофана», 2008. 23 с.
- Степан Липгарт — о том, зачем нам сталинская архитектура в XXI веке. Автор ЖК «Ренессанс» и жилой триумфальной арки в честь присоединения Крыма — о постконструктивизме, дворах-курдонерах и автомобиле ЗИМ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.the-village.ru/city/interview/344999-stepan-liphart (дата обращения: 15.02.2023).
- Токарев Н. Задание на послезавтра [Электронный ресурс] // Газета Союза архитекторов России (СА). 2009. №4 (4). Режим доступа: https://archi.ru/press/russia/20309/vystavka-vpered-v-tridcatye (дата обращения: 15.02.2023).
- Трофимов А. Триумф высоты // Архитектурный вестник. Архитектура. Строительство. Дизайн. 2006. №1 (88). С. 174–175.
- Хайт В.Л. Ар-деко: генезис и традиция. Об архитектуре, ее истории и проблемах. Сборник научных статей / предисл. А.П. Кудрявцева. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 201–225.
- Хан-Магомедов С.О. Сталинский ампир: проблемы, течения, мастера / Архитектура сталинской эпохи: Опыт исторического осмысления / сост. и отв. ред. Ю.Л. Косенкова. М.: КомКнига, 2010. 496 с.
- Щукин А. Элитное жилье по-русски: кирпич, охрана плюс гараж // Проект
Россия. 1997. №6. С. 39–48.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья дает критический анализ и оценку монографии, подготовленной ведущими
специалистами Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства, вышедшей в свет в 2023 году. Книга посвящена актуальной теме реновации и модернизации среды жизнедеятельности с учетом как отечественного, так и зарубежного опыта по модернизации среды жизнедеятельности (стран ЕС, США, Китая и ряда других азиатских, а также африканских и латиноамериканских стран). Практическая значимость этого издания состоит в нацеленности результатов на прямое и опосредованное воздействие на творческие поиски и проектную практику современных архитекторов и градостроителей России.
Реновация промышленных объектов в малых городах является актуальной и важной проблемой, так как она напрямую связана с сохранением культурного наследия, приспособлением пространства к современным потребностям и стимулированием экономического развития. Главной целью данной статьи является изучение особенностей реновации промышленных объектов в малых городах на основе российского и зарубежного опыта. В ходе исследования будут проанализированы проблемы, возникающие при реновации, а также представлены успешные примеры реализации проектов и составлены рекомендации для улучшения процесса реновации в данном контексте. В рамках исследования будут использованы аналитические методы, включая
сравнительный анализ опыта российских и зарубежных городов. Исследование выявит особенности реновации промышленных объектов в малых городах, включая проблемы сохранения исторического наследия, планирования использования пространства и взаимодействия с местным сообществом. Последующая разработка рекомендаций позволит улучшить процесс реновации в малых городах, способствуя развитию этой области и повышению качества жизни в этих населенных пунктах.
Потребность в трансформации форм архитектурного произведения под влиянием изменяющихся условий — нередкая проблема в жизни памятника архитектуры. Вопреки сложившимся традициям охраны памятников, в последние десятилетия это начинает вызывать не только какие-то новые дополнения к историческому объекту, но частичное изменение самого памятника, исторических особенностей, послуживших основанием для его охраны. На примерах Антверпена, Москвы, Вены, Мадрида рассмотрены преобразования разного масштаба, указывается, что новая тенденция наиболее заметно проявляется по отношению к наследию конца XIX — середины XX в. В статье подчеркивается, что причину трансформаций можно увидеть в прагматических трудностях поддержания растущего количества поздних памятников, а также в идеологии глобализма, скептически оценивающего значение исторического наследия.
Статья посвящена вопросам современного понимания задач сохранения и использования памятников архитектуры. В начале XXI в. повысилась актуальность решения вопроса
о том, что составляет культурную ценность памятника, что должно быть предметом его охраны. Современная практика показывает, что сохранение объекта наследия как совокупности его историко-культурных достоинств — это сложная задача, особенно если параллельно решаются проблемы приспособления памятника к современному использованию. Появляется тенденция сузить задачи сохранения наследия, чаще всего за счет уменьшения поддержки «общего решения» и акцентирования роли сохраняемых и реставрируемых фрагментов и деталей. Примеры, рассмотренные в статье, показывают, что определение предмета охраны играет сегодня важнейшую роль в приспособлении исторического здания, в сохранении или трансформации его образа.
Мир быстро урбанизируется: в настоящее время в городах проживает почти 4 миллиарда человек, из них около 1 миллиарда — в трущобах. В условиях стремительной урбанизации достижение целей устойчивого развития во многом зависит от решения проблем городских
трущоб — территорий неорганизованных жилых застроек.
В статье показано, что одну из центральных проблем трущоб — отсутствие пространствен-ных доступов к городской инфраструктуре жизнеобеспечения — можно не только диагностировать, используя топологический анализ карт трущобных районов, но и решать ее поэтапно путем последовательных шагов оптимизации.
Застроенная среда города, подверженного стихийным процессам распространения трущоб,
делится на два типа сетевых пространств: места, обладающие универсальными топологи-ческими характеристиками, встречающимися в большинстве организованных кварталов развитых городов, и районы неформальных застроек (трущоб), относящиеся к иному топологическому классу.
В статье продемонстрировано, что метод топологического анализа способен подсказать оптимальные решения организации уличной сети трущобных кварталов, которое обеспечит универсальный доступ к инфраструктуре города с минимальными затратами и нарушениями сложившейся структуры застройки. Заметное улучшение конечных результатов использования топологического метода дает параллельное проведение социологических опросов, дающих представление о предпочтениях местных жителей.
В настоящее время подобная практика применяется в районах Кейптауна (Южная Африка)
и Мумбаи (Индия), демонстрируя практическую эффективность сочетания современных вычислительных методов диагностики с интересами местных сообществ и органов власти.
Динамические процессы среды жизнедеятельности, рост пригородных поселений,
изменения, связанные с социально-экономическим развитием крупных городов, порождают возникновение новых «пограничных» жилых планировочных единиц. В теории и практике градостроительства формируются новые подходы к развитию пригородных зон, акцентируется роль стратегического планирования так называемых окраинных поселений, их статус, типология, модели развития. В статье предлагается к обсуждению обзор новейших морфологических типов пригородных жилых планировочных единиц, основанный на изучении палитры современной практики воплощения (на примере города Красноярска).
Одной из важнейших проблем пространственного развития современного города является распространение типовых решений планировочной организации, не учитывающих
особенности и емкость разрабатываемых территорий и окружающего их контекста. Таким образом, формирующиеся под воздействием исключительно экономической выгоды проектные решения селитебных территорий городской периферии зачастую не реагируют на различия в интенсивности общественной жизнедеятельности, условиях функционирования транспортных систем и рекреационного потенциала. В фокусе внимания данного исследования находится выявление специфики формирования жилой среды районов городской периферии, незастроенные территории которой все чаще привлекают девелоперов по причине высокой окупаемости реализованных объектов и минимизации конфликтов с небольшим количеством существующих интересантов.
Профессиональное понимание «природно-ориентированных» градостроительных объектов радикально разнится с практикой проектирования жилых районов массового домостроения. Происходит безудержное уплотнение новейших районов, возрастает скорость возведения жилища, как бы в выполнение национальных программ по доступному жилищу и созданию комфортной среды жизнедеятельности. При этом наблюдается лишение граждан развернутого предложения по выбору типов квартир, элементарных условий ежедневного кратковременного отдыха «на пороге города», доступности сред и системы объектов социальных гарантий. Отдельной проблемой нужно считать отсутствие общественных пространств и ориентацию на некое соседство с природными фрагментами. Не происходит внедрения конструктива умной архитектуры, решающей территориальные инженерные проблемы, например, остроумно и мастерски применяемые в конструктах «парков дождей» в структуре отдельных архитектурных объемов, идей закрытых жилых эко-фабрик, снижающих нагрузку загрязнения города, и многих других, формирующих уникальные архитектурно-градостроительные комплексы. Прослеживается несоответствие возвышенных идеологем, содержащих стратегические «формулы» уникальных природно-ориентированных сред жизнедеятельности современного жителя мегаполиса формализованным решениям жилищной «массы».
Музеи в Японии появились после открытия страны, завершившего двухвековой период самоизоляции, как результат политики вестернизации. Перенимались многие европейские изобретения, распространявшиеся по Японии как результат достижений западной цивилизации. Была заимствована и основа европейской музейной системы, соответственно, появился и новый тип зданий — музей. С конца XIX в. музеи в Японии получили широкое распространение, и в каждый исторический период их архитектура становилась отражением тех поисков и экспериментов, которые вели японские специалисты на пути самоопределения национальной культуры. Все основные течения и переломные моменты в истории страны Новейшего времени отражает архитектура японских музеев. В статье ставится цель проследить этапы становления и развития музейной системы в Японии
и изменение архитектурно-художественного образа музеев в зависимости от обретения ими новых функций.
В статье рассматриваются приемы организации фасадов зданий-мостов с применением пластических приемов в результате художественного осмысления работы конструкции.
Здание-мост играет значительную роль в формировании городской среды, поэтому создание выразительного облика фасада — одна из важнейших задач, поставленных перед архитектором. Концепция совмещения здания самого различного функционального назначения и моста не нова, однако методика работы с эстетическими качествами данного типа построек недостаточно четко сформулирована. На базе анализа общих приемов, применяемых для общественных зданий, которые наиболее близки по визуальным критериям влияния на городскую среду к зданиям-мостам, а также на примерах концептуальных проектов и существующих построек формулируются методы работы конкретно с фасадными решениями зданий-мостов.
Статья посвящена приемам и методам внедрения элементов уличного искусства в пространство современных российских городов. Рассматриваются механизмы появления муралов в диалоге со сложившейся архитектурной средой крупных и малых городов РФ. В статье выделены основные форматы появления элементов уличного искусства в отечественной практике — международные и всероссийские фестивали стрит-арта, разовые масштабные акции, локальные стратегии развития отдельных городов. Опыт российских городов рассматривается в контексте общемирового процесса повышения визуального разнообразия сложившейся традиционной застройки и затрагивает как положительные, так и отрицательные результаты подобного взаимодействия.
На примерах тентовых сооружений лидеров хай-тека Р. Пиано и Р. Роджерса показано принципиальное значение вклада в появление этих произведений инженера П. Райса. Творческое содружество с ним возникло при формировании проектной команды для участия в конкурсе на проект здания Центра Помпиду в Париже, в которую он был включен по рекомендации основоположника тентовой архитектуры Ф. Отто. Выявлено, что конструктивное решение манифестировавшего хай-тек здания Центра Помпиду и структуры его несущего фасада было выполнено с учетом опыта П. Райса по проектированию совместно с Ф. Отто вантовых конструкций Конференц-центра в Мекке.
По завершении строительства Центра Помпиду Р. Пиано в период 1979–1992 гг. на базе теоретических разработок П. Райса и в соавторстве с ним, используя возможности появившихся высокопрочных тканей PTFE, предопределивших переход от сетчатых тентовых конструкций к натяжным, запроектировал мобильную модуль-мастерскую по реконструкции малых исторических городов Средиземноморья, Производственный комплекс компании «Шлюмберже» в Париже, Футбольный стадион в Бари и Выставочный комплекс «Биго» в Генуе, образно выражающие легкость их архитектуры. Возникновение этих произведений, со свойственным им органичным слиянием с историко-градостроительным наследием и природным окружением, получившее продолжение в практике М. Хопкинса (с участием П. Райса), Н. Гримшоу и других представителей хай-тека дало импульс активному развертыванию со второй половины 1980-х гг. тентового строительства как массового архитектурного феномена.
Реализуя стратегию «архитектуры устойчивого развития», Р. Роджерс обратился к тентовым
сооружениям в 1996 г. по творческой инициативе специалиста по легким конструкциям архитектора М. Дэвиса (многолетнего коллеги П. Райса) и при поддержке Ф. Отто. Построенный в ходе реновации городской среды Лондона Купол тысячелетия, затем — новый терминал Международного аэропорта «Барахас» в Мадриде с гигантскими световыми тентовыми «линзами» и проект Национального футбольного стадиона в Каракасе с тенс
Методология дизайн-мышления, разработанная в университете Стэнфорда, состоит из стадий: эмпатии, фокусировки, генерации идей, выбора идей, прототипирования и тестирования. В статье рассматривается первый и один из важнейших этапов методологии — эмпатия. Эмпатия позволяет поставить себя на место другого человека и постичь его эмоциональное состояние. Представлены инструменты, используемые на этапе эмпатия, применительно к процессу архитектурного проектирования. Проведенное исследование показало, что эмпатия и весь процесс дизайн-мышления органично вливается в архитектурное проектирование, обогащая и дополняя его и выдвигая на более качественный уровень. Внедрение эмпатии в архитектурное проектирование решает многие задачи, поставленные перед современным архитектором.
В статье рассматривается проблема методологии архитектурного творчества в части совокупного рассмотрения понятийного и образного мышления применительно к архитектуре. В тексте предпринимается попытка выявить переходы между ними на примере концепций трех башен, придуманных профессором Ю.П. Волчком в рамках своей научной и проектной деятельности.
Издательство
- Издательство
- НИИТИАГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 111024, г. Москва, ул. Душинская, д. 9
- Юр. адрес
- 119331, город Москва, проспект Вернадского, дом 29
- ФИО
- Гутников Владимир Анатольевич (Директор)
- E-mail адрес
- niitag@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 9518272
- Сайт
- https://niitiag.ru