РОДНОЙ УЗОР НЕПОВТОРИМ И ВЕЧЕН Рец.: Кудрявцев В.Г. Искусство марийской вышивки / В.Г. Кудрявцев, А.Н. Павлова. Йошкар-Ола: Издательский дом «Марийское книжное издательство», 2023. 256 с. (2024)
В статье описывается РОДНОЙ УЗОР НЕПОВТОРИМ И ВЕЧЕН Издательский дом «Марийское книжное издательство», 2023. 256 с.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 746.3. Вышивание
На фоне вихреобразной трансформации современных общественных устоев архаическая бесписьменная культура народа мари поистине вызывает восхищение образцами древнейшего искусства вышивки. Насыщенные емкими символами, своеобразным культурным кодом, орнаментальным творчеством художественные тексты представляют собой хрестоматию по философии народной жизни.
Список литературы
Отсутствует
Выпуск
Другие статьи выпуска
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА НАУЧНОЙ СЕССИЯ МарНИИЯЛИ «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»
В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЕТСЯ КОМИ ЯЗЫК – ТОБОЙ Я ЖИВУ И ГОРЖУСЬ (к 85-летию профессора Е.А. Игушева)
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА Н.И. ИСАНБАЕВА
Статья посвящена биографии видного общественного и политического деятеля, первого председателя облисполкома Марийской автономной области И.П. Петрова. Иван Петрович стоял у истоков рождения Марийской автономной области и в 1920–30-е годы являлся одним из активных работников, внесших большой вклад в развитие автономии. Цель статьи – рассмотреть основные этапы биографии И.П. Петрова, определить его важнейшие достижения и роль в становлении Марийской автономной области. Материалы и методы. В работе использовались документы Государственного архива Республики Марий Эл, а также научные труды исследователей по данной проблематике. В основу работы положены конкретно-исторический, хронологический и генетический методы. Результаты исследования, обсуждения. Февральская и Октябрьская революции оказали кардинальное влияние на судьбу И.П. Петрова. Будучи матросом Балтийского флота, он стал одним из первых большевиков-марийцев, принимал участие в революционных событиях в Петрограде. Вернувшись в одной край, он включился в созидательную работу, руководил отделом народного образования. Благодаря своему авторитету и заслугам он получил доверие стать председателем ревкома МАО, тем самым первым возглавить область. В 1920–1922 годах он занимался организационным оформлением автономии, боролся с продовольственным кризисом. Ивана Петровича три раза выбирали председателем облисполкома. На этом поприще он добился высоких результатов. При его учас тии в Краснококшайске (с 1928 года – в Йошкар-Оле) открылась первая типография, глазная лечебница, электростанция и многое другое. В 1930-е годы он включился в работу по индустриализации области, участвовал в разработке плана первых пятилеток. Заключение. И.П. Петров оставил внушительный след в истории родного края. Занимая ответственные посты, ему удалось добиться значительных результатов в поднятии хозяйственной и культурной жизни автономии. Сегодня очень важное значение имеет сохранение памяти о нем, а также продолжение изучения его профессиональной деятельности, которая до конца не исследована.
В статье рассмотрена деятельность марийского отделения Казанского Восточно-педагогического института (далее – ВПИ) в 1926–1931 годах. Цель статьи – проследить зарождение и развитие марийского национального высшего образования. Материалы и методы. Исследование опирается на материалы Рукописного фонда профессора Н.В. Никольского (далее – РФН) в Научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук (далее – НА ЧГИГН). Методы исследования – фактологический, описательный, историко-генетический и аналитический. Результаты исследования, обсуждения. Деятельность Казанского ВПИ нами уже исследована в двух статьях: в разрезе функционирования в указанном вузе чувашского отделения и работы в нем четырех корифеев чувашских гуманитарных наук: Н.И. Ашмарина, В.Г. Егорова, Г.И. Комиссарова и Н.В. Никольского. Будучи секретарем почти всех совещаний, заседаний и других мероприятий, секретарем совета национально-лингвистических отделений (далее – НЛО) ВПИ, Николай Васильевич скрупулезно фиксировал мероприятия, собирал в папки копии многих документов, со временем сформированные им в отдельные тома. При изучении документов для нас интерес представляли и материалы, связанные с марийским отделением ВПИ, так как одним из инициаторов его открытия был Н.В. Никольский. «Марийские» документы главным образом сосредоточены в четырех томах РФН. Заключение. Марийское отделение ВПИ явилось первым шагом к высшему образованию марийского народа и где предпринимались первые попытки создания единых учебных пособий для горных и луговых мари. На базе марийского отделения языка и культуры ВПИ в 1931 году был создан Марийский агропедагогический институт, основной костяк преподавателей гуманитарных дисциплин составляли выходцы из ВПИ.
В статье рассматривается перестройка предприятий народных промыслов Марийской АССР на военный лад, их вклад в организацию помощи фронту в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) по материалам газеты «Марийская правда». Цель статьи – рассмотреть и проанализировать влияние военного времени на деятельность промысловых артелей и коопераций, раскрыть трудности и проблемы, показать позитивные перемены, которые по- влияли на организацию помощи фронту в годы Великой Отечественной войны. Материалы и методы. Сведения о перестройке предприятий народных промыслов на основе анализа извлечены из публикаций республиканской газеты военных лет «Марийская правда». В работе использованы конкретно-исторический, сравнительно-исторический и описательный методы. Результаты исследования, обсуждения. Великая Отечественная война наложила существенный отпечаток на культурную сферу Марийской АССР, в том числе на деятельность организаций народных промыслов, вызвала перестройку форм и методов их работы, полное подчинение требованиям военного времени. В Марийской АССР, как и в других тыловых регионах страны, предприятия с первых дней войны начали выпускать продукцию для фронта, в ускоренном режиме перестраивать свою работу. Для осуществления поставленных задач предприятиям приходилось увеличивать производство товаров. Во время войны появлялись новые стахановцы и ударники производства, развертывались социалистические соревнования. Заключение. Предприятия кустарных промыслов внесли значительный вклад в развитие местной промышленности, изготавливали качественную продукцию, оказывали всяческую поддержку фронту, принимая участие в сборе теплых вещей и подарков солдатам Красной армии. Женщины на производстве ежедневно увеличивали выпуск продукции, осваивали новые мужские специальности и показывали образцы работы.
В плеяде марийских фольклористов немало имен, оставивших глубокий и значительный след на пути изучения устного народного творчества. Настоящим профессионалом своего дела, начавшим фундаментальное исследование малых жанров вербального наследия, является Александр Ефимович Китиков (1929–2013). Цель статьи – представить вклад талантливого ученого, трудолюбивого собирателя крупиц словесной поэзии народа мари в развитие марийской и финно-угорской фольклористики. Материалы и методы. Статья составлена с применением биографического и культурно-исторического методов и опирается на работы исследователя, а также на опубликованные научные и научно-популярные статьи о его многолетней изыскательской деятельности. Результаты исследования, обсуждения. На протяжении своего профессионального пути ученым особое внимание уделялось сбору и классификации малых жанров словесного мастерства марийцев и других финно-угорских народов. Он был эрудитом, тонко чувствующим и знающим богатство просторечия исконной народной мудрости, являлся разносторонним специалистом в своей исследовательской работе. Из-под научного пера А.Е. Китикова вышли в свет монографии, сборники по марийскому устному творчеству, им написано более 100 научно-исследовательских работ, посвященных вопросам изучения марийского и финно-угорского фольклора. Заключение. А.Е. Китиков является выдающимся ученым, внесшим значительный вклад в финно-угорскую фольклористику, положившим начало профессионального изучения малых жанров устного народного творчества марийского народа.
Введение. В марийском литературоведении художественная роль мифологических картин и образов в драматургии 1920–1930-х годов в обобщенном варианте не была предметом научного исследования. Автор данной статьи опубликовала ряд работ по отдельным произведениям С. Чавайна и А. Конакова, где анализировались жанры фольклора в художественной системе отдельных произведений данных авторов. Нами также рассматривались отдельные аспекты марийской драматургии этого периола в обзорном плане. Настоящая статья является первой попыткой освещения заявленной темы. Цель статьи – выявление художественной роли мифологических сюжетов и отдельных мифологических образов в произведениях марийских драматургов, написанных в 1920–1930-е годы. Материалы и методы. Материалами послужили драматические произведения марийских писателей, также литературоведческие и смежные научные изыскания исследователей по данной проблематике. Основной метод исследования – структурно-семантический. Результаты исследования, обсуждения. На начальном этапе формирования марийской драматургии особо следует подчеркнуть роль таких писателей, как С. Чавайн, М. Шкетан, Н. Игнатьев, Н. Мухин, А. Конаков. В этот период в национальной драматургии складываются и художественно-стилевые течения. В творчестве М. Шкетана и Н. Игнатьева ярко прослеживается реализм с глубокой психологической разработкой характеров персонажей. А для творчества С. Чавайна, А. Конакова больше характерен романтизм и лиризм. Драматургия Н. Мухина в этом плане не столь примечательна. На данном этапе также формируются основные жанры. У М. Шкетана это социально-психологическая драма («Сар-дай», «Эх, родители!»), сатирическая комедия («Кривоносый лапоть», «Две с половиной свадьбы», «Лапчык Каритон» и др.), у С. Чавайна агитпьеса («Автономия»), лирическая комедия («Сторублевый калым»), музыкальная драма («Пасека»), героическая драма («Акпатыр»), у С. Николаева музыкальная комедия («Салика»). Рассматриваемый временной отрезок богат на драматические произведения. Драма в этот период является ведущей художественной формой в марийской литературе. Фольклор становится основой формирования жанров драмы. Писатели в своих произведениях по-разному используют богатое культурное наследие родного народа. К мифологическим картинам обратился С. Чавайн в драме «Живая вода», А. Конаков же в основном использовал символические образы. Заключение. В статье рассматриваются драмы С. Чавайна и А. Конакова в контексте мифологических картин и образов. Художественная роль мифологических сюжетов и символических образов многоплановая, но в основном связывается с идеей драм. Делается вывод о том, что марийская драма на этапе формирования жанра опиралась на богатый фольк лорный материал.
Введение. Народные игры – сложные многомерные явления культуры, которые чаще всего исследуются в рамках этнографии, фольклористики, культурной антропологии, народной педагогики с соответствующими комплексами методов и тематическими приоритетами. Однако возможен и текстологический подход к изучению народных игр. Тексты с описаниями игр представляют собой своего рода языковую модель игры. Когда объектом исследования становится акциональная структура игры (система действий в играх), ее вербальным отражением логично считать систему глаголов в текстах с описаниями игр. Анализ глагольной лексики марийского литературного языка в рассказах о народных играх составляет содержание данной работы. Цель статьи – классификация и ранжирование глаголов в описаниях игр по частотности и специфичности (ключевости). Материалы и методы. Исследование проведено на материале книги А.Е. Китикова «Марий калык модыш» («Марийские народные игры») [Китиков, 1990]. Применяются корпусные и статистические методы и технологии современной компьютерной лингвистики, в том числе впервые на марийском материале обсчитывается «ключевость» (англ. keyness) определенной лексики в конкретном тексте, в сравнении с крупным референтным корпусом текстов, выполняющим роль модели языка. В качестве такого референтного (справочного) корпуса в нашем исследовании используется онлайн-корпус марийского языка (57,38 млн словоупотреблений), разработанный Джереми Бредли (университеты Вены, Тромсё) [Corp]. На основе этого же корпуса составлен сто слов самых частотных глаголов марийского языка, который мы используем в прикладных целях нашего исследования. Самостоятельную ценность он может представлять при изучении и преподавании марийского языка. Обсчет статистики по частотности глаголов в текстах с описаниями игр осуществлялся с помощью программы AntConc, а также инструментария лингвистической платформы Лингводок. Глагольная лексика в процессе исследования фиксировалась в формате файлов Exсel, что позволило эффективно работать со статистическими данными, особенно цифровыми, производить расчеты, составлять диаграммы для наглядного представления результатов. Результаты исследования, обсуждения. В статье проведено исследование глагольной лексики марийского языка в ограниченном, но достаточно репрезентативном корпусе текстов с описаниями народных игр (29 игр, 6217 слов). Всего в нем содержится 401 глагольная лемма. Основной анализ (ранжирование по частотности) представлен для ста самых частотных глаголов в этом списке (не менее 5 словоупотреблений в тексте). Далее, по корпусным данным [Corp], были определены сто самых частотных глаголов марийского языка. Через сравнение этих двух стословов (самых частотных глаголов в играх и самых частотных в языке) выявлена группа общих для них глаголов и специфических для текстов с описаниями игр. Следующей ступенью исследования был расчет ключевости ста самых частотных глагольных лемм в описаниях игр, по определенным формулам математической статистики, применяемым в современной компьютерной лингвистике (Log-Likelihood) [Anthony, 2023]. Он позволил ранжировать глаголы по характерности в изучаемом тексте. Заключение. Результаты применения обоих методов исследования глагольной лексики в текстах с описаниями игр (через сравнение двух стословов и через расчет ключевости) в основном коррелируют. При этом более техничным и предпочтительным методом мы считаем расчет ключевости. Самыми специфичными, характерными (ключевыми), глаголами в марийских текстах с описаниями игр оказались глаголы с семантикой ролевых отношений игроков, контактного воздействия игроков друг на друга, глаголы, выражающие телесные движения игроков, в том числе перемещение в пространстве, а также глаголы, выражающие звукоизвлечение и зрительное восприятие. Эта картина действий соответствует общим представлениям об акциональной структуре народных подвижных детских игр. Таким образом, исследование этнографического ма-
териала (а именно, народных игр) текстологическими, корпусными методами современной лингвистики позволяет эксплицировать, т.е. заместить точным научным выражением представления обыденного и гуманитарного сознания об игре и системе действий в народных играх. Впервые апробированный на марийском материале метод расчета индекса специфичности, ключевости, лексики может использоваться для анализа стилистических и авторских особенностей текстов разного типа, в том числе фольклорных и художественных произведений, нарративов разного содержания и др.
Введение. Работа представляет актуальное исследование в рамках антропоцентрического знания о мире. Цель статьи – рассмотреть мифологизированные образы хвойных деревьев в удмуртской языковой картине мира. Материалы и методы. Материалом стали удмуртские названия хвойных деревьев, вербальное употребление в разных сферах жизнедеятельности удмуртов. В ходе анализа использовались лингвокультурологический, семантический, этимологический, концептуальный методы. Результаты исследования, обсуждения. Было выявлено, что за образами хвойных деревьев закреплены мифологические представления удмуртов о божествах. Народные знания в них были зашифрованы самыми разными способами. Хвойные деревья и продукты их переработки сохранили первоначальную «божественную» силу растений, часто используются как апотропеи. Благодаря природным, химическим и биологическим свойствам они применяются в хозяйстве, быту и народной медицине. Заключение. Многие представления о хвойных деревьях нашли свое выражение в разных жанрах фольклора, художественных образах и даже в вышивке.
Издательство
- Издательство
- МарНИИЯЛИ
- Регион
- Россия, Йошкар-Ола
- Почтовый адрес
- Красноармейская ул., 44
- Юр. адрес
- ул. Красноармейская, д. 44
- ФИО
- Григорьева Людмила Яковлевна (ДИРЕКТОР )
- E-mail адрес
- marnii@mari-el.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (883) 6245147
- Сайт
- https://marnii.ru/