1920–1930-шо ИЙЛАСЕ МАРИЙ ДРАМАТУРГИЙЫШТЕ МИФОЛОГИЙ ДЕНЕ КЫЛДАЛТШЕ СӰРЕТ ДЕН ОБРАЗ-ВЛАК (2024)
Введение. В марийском литературоведении художественная роль мифологических картин и образов в драматургии 1920–1930-х годов в обобщенном варианте не была предметом научного исследования. Автор данной статьи опубликовала ряд работ по отдельным произведениям С. Чавайна и А. Конакова, где анализировались жанры фольклора в художественной системе отдельных произведений данных авторов. Нами также рассматривались отдельные аспекты марийской драматургии этого периола в обзорном плане. Настоящая статья является первой попыткой освещения заявленной темы. Цель статьи – выявление художественной роли мифологических сюжетов и отдельных мифологических образов в произведениях марийских драматургов, написанных в 1920–1930-е годы. Материалы и методы. Материалами послужили драматические произведения марийских писателей, также литературоведческие и смежные научные изыскания исследователей по данной проблематике. Основной метод исследования – структурно-семантический. Результаты исследования, обсуждения. На начальном этапе формирования марийской драматургии особо следует подчеркнуть роль таких писателей, как С. Чавайн, М. Шкетан, Н. Игнатьев, Н. Мухин, А. Конаков. В этот период в национальной драматургии складываются и художественно-стилевые течения. В творчестве М. Шкетана и Н. Игнатьева ярко прослеживается реализм с глубокой психологической разработкой характеров персонажей. А для творчества С. Чавайна, А. Конакова больше характерен романтизм и лиризм. Драматургия Н. Мухина в этом плане не столь примечательна. На данном этапе также формируются основные жанры. У М. Шкетана это социально-психологическая драма («Сар-дай», «Эх, родители!»), сатирическая комедия («Кривоносый лапоть», «Две с половиной свадьбы», «Лапчык Каритон» и др.), у С. Чавайна агитпьеса («Автономия»), лирическая комедия («Сторублевый калым»), музыкальная драма («Пасека»), героическая драма («Акпатыр»), у С. Николаева музыкальная комедия («Салика»). Рассматриваемый временной отрезок богат на драматические произведения. Драма в этот период является ведущей художественной формой в марийской литературе. Фольклор становится основой формирования жанров драмы. Писатели в своих произведениях по-разному используют богатое культурное наследие родного народа. К мифологическим картинам обратился С. Чавайн в драме «Живая вода», А. Конаков же в основном использовал символические образы. Заключение. В статье рассматриваются драмы С. Чавайна и А. Конакова в контексте мифологических картин и образов. Художественная роль мифологических сюжетов и символических образов многоплановая, но в основном связывается с идеей драм. Делается вывод о том, что марийская драма на этапе формирования жанра опиралась на богатый фольк лорный материал.
Идентификаторы и классификаторы
Ончылмут
1920–1930-шо ийласе марий драматургий, калык драме нерген ятыр шымлыме паша возалтын [Черных, 1963; Иванов, 1969; Акцорин, 1976; Бояринова, 2007, 2008, 2011, 2013 да т.м].
Список литературы
1 Акцорин В.А. Народная драма. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1976. 198 с.
2 Бояринова Г.Н. Поэтика драматургии А. Конакова // Социально-культурное развитие
народов Поволжья и Приуралья в XX – начале XXI веков. Материалы Межрегиональной
научной конференции, посвященной Дню марийской письменности и 80-летию со дня
рождения заслуженного работника культуры РСФСР М.Т. Сергеева. Йошкар-Ола: Мар.
гос. ун-т, 2007. С. 79–83.
3 Бояринова Г.Н. Художественная функция фольклорно-этнографических картин в ма-
рийской драматургии 20-х гг. ХХ века // Материалы III Международной конференции «Коми-пермяки и финно-угорский мир». Кудымкар, 2007. Т. 2. С. 132–136.
4 Бояринова Г.Н. Художественное своеобразие драматургии С. Чавайна об автономии
марийского народа // Материалы Межрегиональной научной конференции, посвященной
Дню марийской письменности и 125-летию со дня рождения видного марийского просветителя, общественного деятеля, крупного ученого-языковеда В.М. Васильева. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2008. С. 82–88.
5 Бояринова Г.Н. Мифологемы в марийской драматургии // Марийское краеведение:
Опыт и перспективы его использования в системе образования Республики Марий Эл:
Материалы XV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной
120-летию В.А. Мухина-Сави. Йошкар-Ола: Мар. ин-т образования, 2008. С. 176–180.
6 Бояринова Г.Н. А. Конаковын драматургийже: сылнылык ойыртем = Драматургия
А. Конакова: особенности художественности // Ончыко. 2008. № 4. С. 180–190.
7 Бояринова Г.Н. Художественная функция песенного материала в драмах С. Чавайна
«Пасека» и «Акпатыр» // Концепция мира и человека в русской и зарубежной литературе:
теория и практика изучения художественного произведения. Материалы I Всероссийской
научно-практической конференции. 28 марта 2011 г. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2011.
С. 312–318.
8 Бояринова Г.Н. Марийская драматургия 20-х годов ХХ века // Роль личности в ста-
новлении и развитии национальных культур: Сборник статей по итогам Всероссийской
научно-практической конференции (Сыктывкар, 19-20 ноября 2008 г). Сыктывкар: Ин-т
языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2013. С. 80–88.
9 Иванов А.Е. Марийская драматургия: основные этапы развития. Йошкар-Ола: Мар.
кн. изд-во, 1969. 276 с.
10 Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари: Феноменология традиционного миро-
восприятия: Монография. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003. 216 с.
11 Калиев Ю.А. Мифы марийского народа. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2019. 447 с.
12 Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.
367 с.
13 Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 256 с.
14 Мелетинский Е.М. От мифа к литературе: Учеб. пособие по курсу «Теория мифа
и ист. поэтика повествоват. жанров». М.: РГГУ, 2000. 172 с.
15 Свасьян К.А. Проблема символов в современной философии. Ереван: АН Армянской
ССР, 1980. 226 с.
16 Чавайн С.Г. Возымыжо кум том дене лектеш. Кумшо том: пьесе-влак, «Элнет» роман = Собрание сочинение в трех томах. Третий том: пьесы, роман «Элнет». Йошкар-Ола:
17 Книгам лукшо марий изд-во, 1981. 428 с.
18 Черных С.Я. Марийская литература 30-х годов // Очерки истории марийской литературы. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1963. Ч.1. С. 101–181.
19 Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во,
2003. 208 с.
20 Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 297 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА НАУЧНОЙ СЕССИЯ МарНИИЯЛИ «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»
В статье описывается РОДНОЙ УЗОР НЕПОВТОРИМ И ВЕЧЕН Издательский дом «Марийское книжное издательство», 2023. 256 с.
В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЕТСЯ КОМИ ЯЗЫК – ТОБОЙ Я ЖИВУ И ГОРЖУСЬ (к 85-летию профессора Е.А. Игушева)
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА Н.И. ИСАНБАЕВА
Статья посвящена биографии видного общественного и политического деятеля, первого председателя облисполкома Марийской автономной области И.П. Петрова. Иван Петрович стоял у истоков рождения Марийской автономной области и в 1920–30-е годы являлся одним из активных работников, внесших большой вклад в развитие автономии. Цель статьи – рассмотреть основные этапы биографии И.П. Петрова, определить его важнейшие достижения и роль в становлении Марийской автономной области. Материалы и методы. В работе использовались документы Государственного архива Республики Марий Эл, а также научные труды исследователей по данной проблематике. В основу работы положены конкретно-исторический, хронологический и генетический методы. Результаты исследования, обсуждения. Февральская и Октябрьская революции оказали кардинальное влияние на судьбу И.П. Петрова. Будучи матросом Балтийского флота, он стал одним из первых большевиков-марийцев, принимал участие в революционных событиях в Петрограде. Вернувшись в одной край, он включился в созидательную работу, руководил отделом народного образования. Благодаря своему авторитету и заслугам он получил доверие стать председателем ревкома МАО, тем самым первым возглавить область. В 1920–1922 годах он занимался организационным оформлением автономии, боролся с продовольственным кризисом. Ивана Петровича три раза выбирали председателем облисполкома. На этом поприще он добился высоких результатов. При его учас тии в Краснококшайске (с 1928 года – в Йошкар-Оле) открылась первая типография, глазная лечебница, электростанция и многое другое. В 1930-е годы он включился в работу по индустриализации области, участвовал в разработке плана первых пятилеток. Заключение. И.П. Петров оставил внушительный след в истории родного края. Занимая ответственные посты, ему удалось добиться значительных результатов в поднятии хозяйственной и культурной жизни автономии. Сегодня очень важное значение имеет сохранение памяти о нем, а также продолжение изучения его профессиональной деятельности, которая до конца не исследована.
В статье рассмотрена деятельность марийского отделения Казанского Восточно-педагогического института (далее – ВПИ) в 1926–1931 годах. Цель статьи – проследить зарождение и развитие марийского национального высшего образования. Материалы и методы. Исследование опирается на материалы Рукописного фонда профессора Н.В. Никольского (далее – РФН) в Научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук (далее – НА ЧГИГН). Методы исследования – фактологический, описательный, историко-генетический и аналитический. Результаты исследования, обсуждения. Деятельность Казанского ВПИ нами уже исследована в двух статьях: в разрезе функционирования в указанном вузе чувашского отделения и работы в нем четырех корифеев чувашских гуманитарных наук: Н.И. Ашмарина, В.Г. Егорова, Г.И. Комиссарова и Н.В. Никольского. Будучи секретарем почти всех совещаний, заседаний и других мероприятий, секретарем совета национально-лингвистических отделений (далее – НЛО) ВПИ, Николай Васильевич скрупулезно фиксировал мероприятия, собирал в папки копии многих документов, со временем сформированные им в отдельные тома. При изучении документов для нас интерес представляли и материалы, связанные с марийским отделением ВПИ, так как одним из инициаторов его открытия был Н.В. Никольский. «Марийские» документы главным образом сосредоточены в четырех томах РФН. Заключение. Марийское отделение ВПИ явилось первым шагом к высшему образованию марийского народа и где предпринимались первые попытки создания единых учебных пособий для горных и луговых мари. На базе марийского отделения языка и культуры ВПИ в 1931 году был создан Марийский агропедагогический институт, основной костяк преподавателей гуманитарных дисциплин составляли выходцы из ВПИ.
В статье рассматривается перестройка предприятий народных промыслов Марийской АССР на военный лад, их вклад в организацию помощи фронту в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) по материалам газеты «Марийская правда». Цель статьи – рассмотреть и проанализировать влияние военного времени на деятельность промысловых артелей и коопераций, раскрыть трудности и проблемы, показать позитивные перемены, которые по- влияли на организацию помощи фронту в годы Великой Отечественной войны. Материалы и методы. Сведения о перестройке предприятий народных промыслов на основе анализа извлечены из публикаций республиканской газеты военных лет «Марийская правда». В работе использованы конкретно-исторический, сравнительно-исторический и описательный методы. Результаты исследования, обсуждения. Великая Отечественная война наложила существенный отпечаток на культурную сферу Марийской АССР, в том числе на деятельность организаций народных промыслов, вызвала перестройку форм и методов их работы, полное подчинение требованиям военного времени. В Марийской АССР, как и в других тыловых регионах страны, предприятия с первых дней войны начали выпускать продукцию для фронта, в ускоренном режиме перестраивать свою работу. Для осуществления поставленных задач предприятиям приходилось увеличивать производство товаров. Во время войны появлялись новые стахановцы и ударники производства, развертывались социалистические соревнования. Заключение. Предприятия кустарных промыслов внесли значительный вклад в развитие местной промышленности, изготавливали качественную продукцию, оказывали всяческую поддержку фронту, принимая участие в сборе теплых вещей и подарков солдатам Красной армии. Женщины на производстве ежедневно увеличивали выпуск продукции, осваивали новые мужские специальности и показывали образцы работы.
В плеяде марийских фольклористов немало имен, оставивших глубокий и значительный след на пути изучения устного народного творчества. Настоящим профессионалом своего дела, начавшим фундаментальное исследование малых жанров вербального наследия, является Александр Ефимович Китиков (1929–2013). Цель статьи – представить вклад талантливого ученого, трудолюбивого собирателя крупиц словесной поэзии народа мари в развитие марийской и финно-угорской фольклористики. Материалы и методы. Статья составлена с применением биографического и культурно-исторического методов и опирается на работы исследователя, а также на опубликованные научные и научно-популярные статьи о его многолетней изыскательской деятельности. Результаты исследования, обсуждения. На протяжении своего профессионального пути ученым особое внимание уделялось сбору и классификации малых жанров словесного мастерства марийцев и других финно-угорских народов. Он был эрудитом, тонко чувствующим и знающим богатство просторечия исконной народной мудрости, являлся разносторонним специалистом в своей исследовательской работе. Из-под научного пера А.Е. Китикова вышли в свет монографии, сборники по марийскому устному творчеству, им написано более 100 научно-исследовательских работ, посвященных вопросам изучения марийского и финно-угорского фольклора. Заключение. А.Е. Китиков является выдающимся ученым, внесшим значительный вклад в финно-угорскую фольклористику, положившим начало профессионального изучения малых жанров устного народного творчества марийского народа.
Введение. Народные игры – сложные многомерные явления культуры, которые чаще всего исследуются в рамках этнографии, фольклористики, культурной антропологии, народной педагогики с соответствующими комплексами методов и тематическими приоритетами. Однако возможен и текстологический подход к изучению народных игр. Тексты с описаниями игр представляют собой своего рода языковую модель игры. Когда объектом исследования становится акциональная структура игры (система действий в играх), ее вербальным отражением логично считать систему глаголов в текстах с описаниями игр. Анализ глагольной лексики марийского литературного языка в рассказах о народных играх составляет содержание данной работы. Цель статьи – классификация и ранжирование глаголов в описаниях игр по частотности и специфичности (ключевости). Материалы и методы. Исследование проведено на материале книги А.Е. Китикова «Марий калык модыш» («Марийские народные игры») [Китиков, 1990]. Применяются корпусные и статистические методы и технологии современной компьютерной лингвистики, в том числе впервые на марийском материале обсчитывается «ключевость» (англ. keyness) определенной лексики в конкретном тексте, в сравнении с крупным референтным корпусом текстов, выполняющим роль модели языка. В качестве такого референтного (справочного) корпуса в нашем исследовании используется онлайн-корпус марийского языка (57,38 млн словоупотреблений), разработанный Джереми Бредли (университеты Вены, Тромсё) [Corp]. На основе этого же корпуса составлен сто слов самых частотных глаголов марийского языка, который мы используем в прикладных целях нашего исследования. Самостоятельную ценность он может представлять при изучении и преподавании марийского языка. Обсчет статистики по частотности глаголов в текстах с описаниями игр осуществлялся с помощью программы AntConc, а также инструментария лингвистической платформы Лингводок. Глагольная лексика в процессе исследования фиксировалась в формате файлов Exсel, что позволило эффективно работать со статистическими данными, особенно цифровыми, производить расчеты, составлять диаграммы для наглядного представления результатов. Результаты исследования, обсуждения. В статье проведено исследование глагольной лексики марийского языка в ограниченном, но достаточно репрезентативном корпусе текстов с описаниями народных игр (29 игр, 6217 слов). Всего в нем содержится 401 глагольная лемма. Основной анализ (ранжирование по частотности) представлен для ста самых частотных глаголов в этом списке (не менее 5 словоупотреблений в тексте). Далее, по корпусным данным [Corp], были определены сто самых частотных глаголов марийского языка. Через сравнение этих двух стословов (самых частотных глаголов в играх и самых частотных в языке) выявлена группа общих для них глаголов и специфических для текстов с описаниями игр. Следующей ступенью исследования был расчет ключевости ста самых частотных глагольных лемм в описаниях игр, по определенным формулам математической статистики, применяемым в современной компьютерной лингвистике (Log-Likelihood) [Anthony, 2023]. Он позволил ранжировать глаголы по характерности в изучаемом тексте. Заключение. Результаты применения обоих методов исследования глагольной лексики в текстах с описаниями игр (через сравнение двух стословов и через расчет ключевости) в основном коррелируют. При этом более техничным и предпочтительным методом мы считаем расчет ключевости. Самыми специфичными, характерными (ключевыми), глаголами в марийских текстах с описаниями игр оказались глаголы с семантикой ролевых отношений игроков, контактного воздействия игроков друг на друга, глаголы, выражающие телесные движения игроков, в том числе перемещение в пространстве, а также глаголы, выражающие звукоизвлечение и зрительное восприятие. Эта картина действий соответствует общим представлениям об акциональной структуре народных подвижных детских игр. Таким образом, исследование этнографического ма-
териала (а именно, народных игр) текстологическими, корпусными методами современной лингвистики позволяет эксплицировать, т.е. заместить точным научным выражением представления обыденного и гуманитарного сознания об игре и системе действий в народных играх. Впервые апробированный на марийском материале метод расчета индекса специфичности, ключевости, лексики может использоваться для анализа стилистических и авторских особенностей текстов разного типа, в том числе фольклорных и художественных произведений, нарративов разного содержания и др.
Введение. Работа представляет актуальное исследование в рамках антропоцентрического знания о мире. Цель статьи – рассмотреть мифологизированные образы хвойных деревьев в удмуртской языковой картине мира. Материалы и методы. Материалом стали удмуртские названия хвойных деревьев, вербальное употребление в разных сферах жизнедеятельности удмуртов. В ходе анализа использовались лингвокультурологический, семантический, этимологический, концептуальный методы. Результаты исследования, обсуждения. Было выявлено, что за образами хвойных деревьев закреплены мифологические представления удмуртов о божествах. Народные знания в них были зашифрованы самыми разными способами. Хвойные деревья и продукты их переработки сохранили первоначальную «божественную» силу растений, часто используются как апотропеи. Благодаря природным, химическим и биологическим свойствам они применяются в хозяйстве, быту и народной медицине. Заключение. Многие представления о хвойных деревьях нашли свое выражение в разных жанрах фольклора, художественных образах и даже в вышивке.
Издательство
- Издательство
- МарНИИЯЛИ
- Регион
- Россия, Йошкар-Ола
- Почтовый адрес
- Красноармейская ул., 44
- Юр. адрес
- ул. Красноармейская, д. 44
- ФИО
- Григорьева Людмила Яковлевна (ДИРЕКТОР )
- E-mail адрес
- marnii@mari-el.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (883) 6245147
- Сайт
- https://marnii.ru/