Архив статей журнала

1920–1930-шо ИЙЛАСЕ МАРИЙ ДРАМАТУРГИЙЫШТЕ МИФОЛОГИЙ ДЕНЕ КЫЛДАЛТШЕ СӰРЕТ ДЕН ОБРАЗ-ВЛАК (2024)
Выпуск: № 1 (65) (2024)
Авторы: Бояринова Галина Никитьевна

Введение. В марийском литературоведении художественная роль мифологических картин и образов в драматургии 1920–1930-х годов в обобщенном варианте не была предметом научного исследования. Автор данной статьи опубликовала ряд работ по отдельным произведениям С. Чавайна и А. Конакова, где анализировались жанры фольклора в художественной системе отдельных произведений данных авторов. Нами также рассматривались отдельные аспекты марийской драматургии этого периола в обзорном плане. Настоящая статья является первой попыткой освещения заявленной темы. Цель статьи – выявление художественной роли мифологических сюжетов и отдельных мифологических образов в произведениях марийских драматургов, написанных в 1920–1930-е годы. Материалы и методы. Материалами послужили драматические произведения марийских писателей, также литературоведческие и смежные научные изыскания исследователей по данной проблематике. Основной метод исследования – структурно-семантический. Результаты исследования, обсуждения. На начальном этапе формирования марийской драматургии особо следует подчеркнуть роль таких писателей, как С. Чавайн, М. Шкетан, Н. Игнатьев, Н. Мухин, А. Конаков. В этот период в национальной драматургии складываются и художественно-стилевые течения. В творчестве М. Шкетана и Н. Игнатьева ярко прослеживается реализм с глубокой психологической разработкой характеров персонажей. А для творчества С. Чавайна, А. Конакова больше характерен романтизм и лиризм. Драматургия Н. Мухина в этом плане не столь примечательна. На данном этапе также формируются основные жанры. У М. Шкетана это социально-психологическая драма («Сар-дай», «Эх, родители!»), сатирическая комедия («Кривоносый лапоть», «Две с половиной свадьбы», «Лапчык Каритон» и др.), у С. Чавайна агитпьеса («Автономия»), лирическая комедия («Сторублевый калым»), музыкальная драма («Пасека»), героическая драма («Акпатыр»), у С. Николаева музыкальная комедия («Салика»). Рассматриваемый временной отрезок богат на драматические произведения. Драма в этот период является ведущей художественной формой в марийской литературе. Фольклор становится основой формирования жанров драмы. Писатели в своих произведениях по-разному используют богатое культурное наследие родного народа. К мифологическим картинам обратился С. Чавайн в драме «Живая вода», А. Конаков же в основном использовал символические образы. Заключение. В статье рассматриваются драмы С. Чавайна и А. Конакова в контексте мифологических картин и образов. Художественная роль мифологических сюжетов и символических образов многоплановая, но в основном связывается с идеей драм. Делается вывод о том, что марийская драма на этапе формирования жанра опиралась на богатый фольк лорный материал.

Сохранить в закладках