БАЛЕТЫ ВАЛЕРИЯ КИКТЫ: ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА (2024)
Статья посвящена 60-летию творческой деятельности композитора Валерия Григорьевича Кикты, заслуженного деятеля искусств России и Украины, профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российской академии музыки имени Гнесиных. Основная задача - ввести в проблематику балетного творчества композитора. В статье рассматривается роль балета в авторском стиле, устанавливаются вероятные причины приверженности к этому жанру, приводятся содержательные первообразы, вдохновившие мастера. Методология исследования сочетает музыковедческие и общегуманитарные подходы, в том числе герменевтический и компаративный; существенным является «слово композитора». Ставится ряд вопросов: развитие традиции русского балета, «план содержания» и «план выражения», специфика жанровых процессов, синтез жанров в различных балетных сочинениях, жанровые особенности балетов с хором. Показано особое значение балета «Андрей Рублёв» (2016) как концептуального сочинения синтетического жанра, в котором выявляются сквозные символические лейттемы творчества. Сделан вывод о балетах Кикты как о важной составляющей культурно-исторического процесса ХХ-ХХI веков.
Идентификаторы и классификаторы
В многогранном творчестве композитора Валерия Кикты, охватывающем произведения самых различных жанров — театральной и симфонической, хоровой и камерной музыки —значительную, но малоизученную область занимает жанр балета. Какова роль и специфика этого жанра в системе авторского стиля? Каковы содержательные первообразы, вдохновившие автора на сочинения различных периодов творчества? Как проявляется синтез жанров в балетных сочинениях? Все это требует масштабного исследования, в рамках статьи названные проблемы будут только обозначены.
Список литературы
- Докучаева Р. Беседа с В. Г. Киктой // Академия хорового искусства: от училища к вузу. Музыкальные традиции на рубеже тысячелетий: сб. ст. и материалов / Академия хорового искусства; отв. ред. Ю. Паисов, ред.-сост. Р. Докучаева. - Москва, 2006. - С. 203-218.
- Николаева Е. Валерий Кикта: Звуки времени. - Москва: Музыка, 2006. - 238 с.
- Кикта В. Пушкинская тайна // Музыкальная академия. - 1999. - № 2. - С. 42-44.
- Андрей Рублёв. Буклет балета Астраханского театра оперы и балета. -Астрахань, 2016.
- Цуканова М. В. Валерий Кикта: художественное сознание и поэтика духовно-хорового жанра. - Москва: OneBook, 2016.
- Цуканова М. В. “Андрей Рублёв” Валерия Кикты в контексте авторского стиля // Вестник АХИ. Академия хорового искусства имени В. С. Попова. - 2016. - № 6. - С. 146-154.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена юбилейному концерту трио И. Бриля, проходившему в Московском международном Доме Музыки 9 июня 2024 года. В завершение приводится короткое интервью с пианистом.
Новый Каталог автографов С. В. Рахманинова из собрания Российского национального музея музыки, вышедший в свет в 2023 году, знаменует качественный прорыв в освоении огромных фондов музея. Каталог выполнен на принципиально ином научном уровне в сравнении с двумя более ранними изданиями 1955 и 1980 годов. Структура Каталога при всей ее сложности ясна и удобна: пять основных частей охватывают все виды автографов и четыре приложения. Среди важных достижений составителей Каталога - впервые выявленные, не опубликованные и ранее не упоминавшиеся эпистолярные документы. Издание является важным и необходимым шагом к полному описанию всех рахманиновских материалов РНММ.
Цель настоящей статьи - освещение вклада Союза московских композиторов в музыкальную культуру Урала в годы эвакуации. Документальные материалы Уральской консерватории (УГК) и Государственного архива Свердловской области (ГАСО) предоставляют возможность реконструировать различные сферы деятельности столичных музыкантов в Свердловске (Екатеринбурге) в военные годы, выявить их роль в развитии научной, педагогической, творческой и просветительской деятельности в этот период, дополнить их профессиональные биографии неизвестными ранее сведениями, уточнить и обновить фактологическую базу истории отечественного музыкознания. Региональный аспект деятельности Союза московских композиторов в период эвакуации в настоящее время остается малоисследованной проблемой.
В данной статье рассматриваются вопросы изучения феномена региональных фортепианных школ, связанные с традициями отечественного музыкального искусства и профессионального образования пианистов. Анализируя вклад выдающихся музыкантов-педагогов в развитие исполнительского и педагогического мастерства, подчеркивается значение творческих принципов формирования личности музыканта-педагога, направленных на достижение высокохудожественного результата обучения. Раскрываются основополагающие подходы к изучению динамичных процессов становления и развития фортепианных школ в различных регионах России. Представлены определения понятия «школа», объединяющиеся вокруг основной идеи-специфики исполнительско-педагогического опыта Мастера, создающего уникальную фортепианную традицию, которая становится основой для дальнейшего развития творческой деятельности учеников и единомышленников. Подчеркивается специфика становления и функционирования региональных фортепианных школ, связанная как с развитием традиций отечественного музыкального искусства, так и с уникальностью национальных особенностей культурных традиций регионов России.
Статья посвящена исследованию автографа сонат и партит Баха для скрипки соло и двух его копий-списков, принадлежащих переписчикам из ближайшего круга композитора - его супруге А. М. Бах и немецкому органисту И. П. Кельнеру. Рукописи относятся к первой трети XVIII века. В настоящее время хранятся в архиве Государственной библиотеки в Берлине - Прусское культурное наследие. В результате проведенного источниковедческого анализа установлено, что автограф И. С. Баха представляет собой чистовую рукопись кётенского периода жизни композитора. Особенности нотной записи отражают специфику графического облика нотации барочной музыкально-исполнительской практики. Сравнение копий-списков с автографом выявило схожесть рукописи А. М. Бах с оригиналом и обнаружило существенные макроструктурные и микроструктурные изменения, внесенные в баховское сочинение И. П. Кельнером. Автограф И. С. Баха и его рукописные копии позволяют не только значительно расширить представления о сочинениях для скрипки соло композитора, но и соприкоснуться с историей осмысления и понимания современниками его творений.
Статья посвящена истории создания самого масштабного сочинения Ф. Е. Витачека, незавершенного балета «Пушкинские сказки. Черт ли сладит с бабой гневной». Ранее произведение не становилось предметом изучения. Раскрывается опыт соприкосновения композитора с миром хореографии; делается попытка выяснить обстоятельства, способствовавшие обращению композитора к жанру балета, а также причины столь продолжительной, почти девятилетней, работы над сочинением. На основании впервые вводимых в научный оборот архивных материалов обозначаются основные вехи создания балета, раскрываются подробности взаимодействия композитора и либреттиста, оказавшего влияние на творческий процесс.
«Жизнь за царя» Глинки и «Гугеноты» Мейербера - два выдающихся образца мировой оперы, которые появились в один год, 1836. Вместе с тем каждое из этих произведений стало «иконой» для породившей его культуры: «Жизнь за царя» - первая русская классическая опера, «Гугеноты» - французская «большая опера». В статье акцент сделан на сочинении Глинки, которое рассматривается в контексте оперного искусства своего времени и его поисков новых путей развития. Для решения поставленной задачи используется метод сравнительного сопоставления оперы Глинки с мейерберовской ровесницей, сходной по жанру, сфокусировавшей в себе основные достижения европейской оперной композиции на том этапе, но также и определенные проблемы. Основные параметры сравнения: интерпретация самого жанра историко - героической оперы, авторский вариант музыкально-интонационной драматургии и средства его воплощения, трактовка оперной формы и новации в этой области. Исследование дает обоснование общему выводу о том, что первая опера Глинки, не уступающая западным произведениям по уровню профессионального мастерства, исторически стала достижением не только российского, но и в целом европейского оперного театра, явившись одним из плодотворных решений проблем оперного жанра (свои решения в дальнейшем дали Вагнер, Мусоргский, Верди, Дебюсси и другие). В конце статьи затронут вопрос об основных тенденциях исследования избранных опер, его масштабах - в том числе на сегодняшнем этапе.
В статье представлено первое аналитическое описание новой тенденции в развитии современной российской музыки - создание сочинений для солирующего инструмента и хора как «вокального оркестра». Анализ произведений XX века (А. Шёнберга, А. Лурье, Л. Ноно, Д. Лигети) позволяет авторам сделать вывод о существовании общих оснований появления феномена «вокальный оркестр», а также глубже понять оригинальность его воплощения в творчестве современных российских композиторов - А. Чайковского, Е. Подгайца, К. Бодрова. На основе рассмотренных композиций последних лет, ставших заметным событием в концертной жизни нашей страны, - Концерта для хора и солирующего фортепиано “Gloria”, Концерта для домры и хора a cappella К. Бодрова, пьесы А. Чайковского «Вишневый сад» для домры и хора и Е. Подгайца «Молитва к Богородице» для аккордеона и хора - авторы приходят к заключению о том, что феномен «вокального оркестра» в понимании современных российских композиторов связан, прежде всего, с передачей хору функций оркестра в сочинениях концертного или близкого концертному жанров. В качестве «катализатора» исследуемой тенденции обозначено и творчество выдающихся российских музыкантов: Е. Мечетиной (фортепиано), Е. Мочаловой (домра) и М. Власовой (аккордеон).
Статья приурочена к 150-летию со дня рождения Елены Гнесиной, основательницы нескольких учебных заведений (трех музыкальных школ, трех колледжей и Российской академии музыки имени Гнесиных), воплощающих систему эффективной подготовки музыкантов. Принимая во внимание судьбу Елены Гнесиной и современную ей бурную и трагическую эпоху, нелегко представить, как потомок большой еврейской семьи мог вырасти в столь влиятельную личность, идеи которой лежат в основе современного профессионального музыкального образования. В статье представлено краткое изложение особого таланта Елены Гнесиной - сочетания музыкального, педагогического и организаторского дара, не имеющего себе равных. Автор дает ответ на очевидную загадку личности Елены Гнесиной: как она могла быть одновременно выдающейся пианисткой, педагогом-новатором и великим топ-менеджером, который делал невозможное возможным. «Гнесинский комбинат» под ее личным руководством пережил почти столетие исторических потрясений в России от последнего царя до 1970-х годов и стал авторитетным учебным заведением наряду с прославленной Московской консерваторией.
Издательство
- Издательство
- РАМ им. Гнесиных
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121069 г. Москва ул. Поварская д. 30-36, стр. 1
- Юр. адрес
- 121069 г. Москва ул. Поварская д. 30-36, стр. 1
- ФИО
- Рыжинский Александр Сергеевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mailbox@gnesin-academy.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6911554