«ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ» VS «ГУГЕНОТЫ»: ЕВРОПЕЙСКАЯ ОПЕРА В ПОИСКАХ НОВЫХ ФОРМ (К 220-ЛЕТИЮ М. И. ГЛИНКИ) (2024)
«Жизнь за царя» Глинки и «Гугеноты» Мейербера - два выдающихся образца мировой оперы, которые появились в один год, 1836. Вместе с тем каждое из этих произведений стало «иконой» для породившей его культуры: «Жизнь за царя» - первая русская классическая опера, «Гугеноты» - французская «большая опера». В статье акцент сделан на сочинении Глинки, которое рассматривается в контексте оперного искусства своего времени и его поисков новых путей развития. Для решения поставленной задачи используется метод сравнительного сопоставления оперы Глинки с мейерберовской ровесницей, сходной по жанру, сфокусировавшей в себе основные достижения европейской оперной композиции на том этапе, но также и определенные проблемы. Основные параметры сравнения: интерпретация самого жанра историко - героической оперы, авторский вариант музыкально-интонационной драматургии и средства его воплощения, трактовка оперной формы и новации в этой области. Исследование дает обоснование общему выводу о том, что первая опера Глинки, не уступающая западным произведениям по уровню профессионального мастерства, исторически стала достижением не только российского, но и в целом европейского оперного театра, явившись одним из плодотворных решений проблем оперного жанра (свои решения в дальнейшем дали Вагнер, Мусоргский, Верди, Дебюсси и другие). В конце статьи затронут вопрос об основных тенденциях исследования избранных опер, его масштабах - в том числе на сегодняшнем этапе.
Идентификаторы и классификаторы
27 ноября (9 декабря по новому стилю) 1836 года в Большом театре Петербурга состоялась премьера первой оперы 32-летнего композитора, которого все «значительные люди» столицы почитали полудилетантом. Но в этот вечер наиболее чуткие современники (Одоевский, Вяземский, Пушкин, Жуковский, Кукольник, братья Виельгорские и другие) осознавали, что на русской оперной сцене появилось произведение совершенно новое. Красóты оркестра и вокала в этой опере не уступали всему прежде слышанному от итальянских и французских мастеров. Однако было в этой музыке нечто особенное, что заставило одних презрительно называть ее «кучерской» [1, 73], а других восторженно провозглашать рождение так долго ожидаемого в России первенца классической национальной оперы.
Список литературы
- Глинка М. И. Записки / Подг. А. С. Розанов. - Москва: Музыка, 1988. - 222 с.
- Шеринг А. История музыки в таблицах: пер. с нем. С. Гинзбурга / под ред. Игоря Глебова. - Ленинград: Academia, 1924. - 155 с.
- Жесткова О. В. Французская большая опера как художественно-эстетическое и социально-политическое явление (1820-1830-е годы): специальность 17.00.02 “Музыкальное искусство”: диссертация на соискание степени доктора искусствоведения. - Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2017. - 700 с. EDN: ZXUDAX
- Давыдова М. А Джакомо Мейербер. Его жизнь и музыкальная деятельность: Биогр. очерк. - СПб.: Тип. и хромолит. А. Траншель, 1892. - 77 с. - (Жизнь замечательных людей). - URL: http://az.lib.ru/d/dawydowa_m_a/text_1892_meyerbeer.shtml (дата обращения: 28.06.2024).
- Рубинштейн А. Г. Музыка и её представители. - СПб.: Союз художников, 2005. - 160 с.
- Гейне Г. О французской сцене: Очерк / пер. А. Фёдорова // Генрих Гейне. Собрание сочинений в десяти томах. - Том 7. - Ленинград: Гос. изд-во худ. литературы, 1958. - С. 235-306. - URL: https://imwerden.de/pdf/heine_sobranie_sochineny_v_10_tomakh_tom07_1958__ocr.pdf (дата обращения: 28.06.2024).
- Неф К. История западно-европейской музыки: Перераб. и доп. пер. с фр. Б. В. Асафьева (Игоря Глебова). 2-е изд. - Mосква: Музгиз, I938. - 304 с.
- Jacobshagen Arnold, Jahrmärker Manuela Meyerbeer // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: allgemeine Enzyklopädie der Musik; 21 Bände in zwei Teilen / begr. Von Friedrich Blume. - 2., neubearb. Ausg. / hrsg. von Ludwig Finscher. - Kassel; Basel; London; New York; Prag: Bärenreiter; Stuttgart; Weimar: Metzler. Nebent.: MGG, Personenteil 12 (Mer - Pai). - 2004. - S. 130-153.
- Соллертинский И. И. Джакомо Мейербер // Исторические этюды / вступ. ст. Д. Д. Шостакович; ред.-сост. М. С. Друскин. 2-е изд. - Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1963. - С. 113-133.
-
Letellier Robert Ignatius. The Operas of Giacomo Meyerbeer. - Fairleigh Dickinson University Press, 2006. - 363 p.
-
Гейне Г. Лютеция: Статьи о политике, искусстве и народной жизни // Г. Гейне. Собрание сочинений в 10 томах. - Том 8. - Л.: Гос. изд-во худ. литературы, 1958. - 392 с.
-
Одоевский В. Ф. Письмо к любителю музыки об опере г. Глинки: Иван Сусанин // В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие / общ. ред., вст. статья и прим. Г. Б. Бернандта. - Москва: Гос. муз. изд-во, 1956. - С. 118-119.
-
Асафьев Б. В. М. И. Глинка. - Ленинград: Музыка, 1978. - 312 с.
-
Одоевский В. Ф. Новая русская опера: Иван Сусанин // В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие / общ. ред., вст. статья и прим. Г. Б. Бернандта. - Москва: Музгиз, 1956. - С. 126-130.
-
Протопопов В. В. "Иван Сусанин" Глинки: Музыкально-теоретическое исследование / АН СССР, Институт истории искусств. - Москва: Издательство АН СССР, 1961. - 420 с.
-
Глинка в воспоминаниях современников / Под общ. ред. А. А. Орловой. - Москва: Музгиз, 1955. - 432 с.
-
Денисов А. В. Хорал "Ein feste Burg ist unser Gott" в "Гугенотах" Дж. Мейербера - парадоксы знаменитой темы // Opera musicologica. - 2023. - Т. 15. - № 3. - С. 108-121. EDN: NTPLDM
-
Дальхаус К. Временные структуры в опере // Дальхаус К. Избранные труды по истории и тео-рии музыки / Сост., пер. с нем., послесл., коммент. С. Б. Наумовича. - СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 2019. - 420 с. - С. 192-203. (Зарубежное музыковедение. Избранное).
-
Гоголь Н. В. Петербургские записки 1836 года // Н. В. Гоголь Полное собрание сочинений [в 14 томах]. - Т. 8. Статьи. - Москва: Изд-во АН СССР, 1952. - С. 141-212.
-
Серов А. Н. Опыты технической критики над музыкою М. И. Глинки: 1. Роль одного мотива в целой опере "Жизнь за царя" // Серов А. Н. Статьи о музыке: В семи выпусках. Вып. 4: 1859-1860 / Сост., ред. и комм. Вл. Протопопова. - Москва: Музыка, 1988. - 444 с. (Рус. классическая муз. критика). - С. 186-192.
-
Серов А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке // Серов А. Н. Статьи о музыке: В семи вып. Вып. 4: 1859-1860 / Сост., ред., и комм. Вл. Протопопова. - Москва: Музыка, 1988. - (Рус. классическая муз. критика). - С. 312-352.
-
Чайковский П. И. Дневники П. И. Чайковского [1873-1891] / Подготовлены к печати Ип.И. Чайковским; Предисл. С. Чемоданова; Прим. Н. Т. Жегина. - Москва; Петроград: Гос. изд-во. Муз. сектор, 1923. -XII, 294 с.
-
Браун Л. Pezzo concertato в операх Чайковского // Музыка. Искусство, наука, практика. - 2015. - № 3 (11). - С. 45-48. EDN: VCFTGL
-
Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Часть 2: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. - Москва: Композитор, 2007. - 224 с.
-
Логунова А. А. Mir ist so wunderbar: современное музыкознание о природе квартета-канона Бетховена (еще раз о взаимодействии оперных традиций в "Фиделио") // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. - 2022. - Т. 12. - Вып. 1. - C. 205-223. EDN: FBRNYJ
-
Нагин Р. А. Оперное творчество М. И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII - первой половины XIX веков": автореф. диссертации канд. иск. - Москва: РАМ имени Гнесиных, 2011. - 26 с. EDN: QHJXQD
-
Brzoska, Matthias Meyerbeer // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In the 29-volume second edition / ed. by Stanley Sadie and John Tyrrell. - New York: Grove, 2001. - URL: http://intoclassics.net/news/2016-01-14-31751 (дата обращения: 28.06.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена юбилейному концерту трио И. Бриля, проходившему в Московском международном Доме Музыки 9 июня 2024 года. В завершение приводится короткое интервью с пианистом.
Новый Каталог автографов С. В. Рахманинова из собрания Российского национального музея музыки, вышедший в свет в 2023 году, знаменует качественный прорыв в освоении огромных фондов музея. Каталог выполнен на принципиально ином научном уровне в сравнении с двумя более ранними изданиями 1955 и 1980 годов. Структура Каталога при всей ее сложности ясна и удобна: пять основных частей охватывают все виды автографов и четыре приложения. Среди важных достижений составителей Каталога - впервые выявленные, не опубликованные и ранее не упоминавшиеся эпистолярные документы. Издание является важным и необходимым шагом к полному описанию всех рахманиновских материалов РНММ.
Цель настоящей статьи - освещение вклада Союза московских композиторов в музыкальную культуру Урала в годы эвакуации. Документальные материалы Уральской консерватории (УГК) и Государственного архива Свердловской области (ГАСО) предоставляют возможность реконструировать различные сферы деятельности столичных музыкантов в Свердловске (Екатеринбурге) в военные годы, выявить их роль в развитии научной, педагогической, творческой и просветительской деятельности в этот период, дополнить их профессиональные биографии неизвестными ранее сведениями, уточнить и обновить фактологическую базу истории отечественного музыкознания. Региональный аспект деятельности Союза московских композиторов в период эвакуации в настоящее время остается малоисследованной проблемой.
В данной статье рассматриваются вопросы изучения феномена региональных фортепианных школ, связанные с традициями отечественного музыкального искусства и профессионального образования пианистов. Анализируя вклад выдающихся музыкантов-педагогов в развитие исполнительского и педагогического мастерства, подчеркивается значение творческих принципов формирования личности музыканта-педагога, направленных на достижение высокохудожественного результата обучения. Раскрываются основополагающие подходы к изучению динамичных процессов становления и развития фортепианных школ в различных регионах России. Представлены определения понятия «школа», объединяющиеся вокруг основной идеи-специфики исполнительско-педагогического опыта Мастера, создающего уникальную фортепианную традицию, которая становится основой для дальнейшего развития творческой деятельности учеников и единомышленников. Подчеркивается специфика становления и функционирования региональных фортепианных школ, связанная как с развитием традиций отечественного музыкального искусства, так и с уникальностью национальных особенностей культурных традиций регионов России.
Статья посвящена исследованию автографа сонат и партит Баха для скрипки соло и двух его копий-списков, принадлежащих переписчикам из ближайшего круга композитора - его супруге А. М. Бах и немецкому органисту И. П. Кельнеру. Рукописи относятся к первой трети XVIII века. В настоящее время хранятся в архиве Государственной библиотеки в Берлине - Прусское культурное наследие. В результате проведенного источниковедческого анализа установлено, что автограф И. С. Баха представляет собой чистовую рукопись кётенского периода жизни композитора. Особенности нотной записи отражают специфику графического облика нотации барочной музыкально-исполнительской практики. Сравнение копий-списков с автографом выявило схожесть рукописи А. М. Бах с оригиналом и обнаружило существенные макроструктурные и микроструктурные изменения, внесенные в баховское сочинение И. П. Кельнером. Автограф И. С. Баха и его рукописные копии позволяют не только значительно расширить представления о сочинениях для скрипки соло композитора, но и соприкоснуться с историей осмысления и понимания современниками его творений.
Статья посвящена 60-летию творческой деятельности композитора Валерия Григорьевича Кикты, заслуженного деятеля искусств России и Украины, профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российской академии музыки имени Гнесиных. Основная задача - ввести в проблематику балетного творчества композитора. В статье рассматривается роль балета в авторском стиле, устанавливаются вероятные причины приверженности к этому жанру, приводятся содержательные первообразы, вдохновившие мастера. Методология исследования сочетает музыковедческие и общегуманитарные подходы, в том числе герменевтический и компаративный; существенным является «слово композитора». Ставится ряд вопросов: развитие традиции русского балета, «план содержания» и «план выражения», специфика жанровых процессов, синтез жанров в различных балетных сочинениях, жанровые особенности балетов с хором. Показано особое значение балета «Андрей Рублёв» (2016) как концептуального сочинения синтетического жанра, в котором выявляются сквозные символические лейттемы творчества. Сделан вывод о балетах Кикты как о важной составляющей культурно-исторического процесса ХХ-ХХI веков.
Статья посвящена истории создания самого масштабного сочинения Ф. Е. Витачека, незавершенного балета «Пушкинские сказки. Черт ли сладит с бабой гневной». Ранее произведение не становилось предметом изучения. Раскрывается опыт соприкосновения композитора с миром хореографии; делается попытка выяснить обстоятельства, способствовавшие обращению композитора к жанру балета, а также причины столь продолжительной, почти девятилетней, работы над сочинением. На основании впервые вводимых в научный оборот архивных материалов обозначаются основные вехи создания балета, раскрываются подробности взаимодействия композитора и либреттиста, оказавшего влияние на творческий процесс.
В статье представлено первое аналитическое описание новой тенденции в развитии современной российской музыки - создание сочинений для солирующего инструмента и хора как «вокального оркестра». Анализ произведений XX века (А. Шёнберга, А. Лурье, Л. Ноно, Д. Лигети) позволяет авторам сделать вывод о существовании общих оснований появления феномена «вокальный оркестр», а также глубже понять оригинальность его воплощения в творчестве современных российских композиторов - А. Чайковского, Е. Подгайца, К. Бодрова. На основе рассмотренных композиций последних лет, ставших заметным событием в концертной жизни нашей страны, - Концерта для хора и солирующего фортепиано “Gloria”, Концерта для домры и хора a cappella К. Бодрова, пьесы А. Чайковского «Вишневый сад» для домры и хора и Е. Подгайца «Молитва к Богородице» для аккордеона и хора - авторы приходят к заключению о том, что феномен «вокального оркестра» в понимании современных российских композиторов связан, прежде всего, с передачей хору функций оркестра в сочинениях концертного или близкого концертному жанров. В качестве «катализатора» исследуемой тенденции обозначено и творчество выдающихся российских музыкантов: Е. Мечетиной (фортепиано), Е. Мочаловой (домра) и М. Власовой (аккордеон).
Статья приурочена к 150-летию со дня рождения Елены Гнесиной, основательницы нескольких учебных заведений (трех музыкальных школ, трех колледжей и Российской академии музыки имени Гнесиных), воплощающих систему эффективной подготовки музыкантов. Принимая во внимание судьбу Елены Гнесиной и современную ей бурную и трагическую эпоху, нелегко представить, как потомок большой еврейской семьи мог вырасти в столь влиятельную личность, идеи которой лежат в основе современного профессионального музыкального образования. В статье представлено краткое изложение особого таланта Елены Гнесиной - сочетания музыкального, педагогического и организаторского дара, не имеющего себе равных. Автор дает ответ на очевидную загадку личности Елены Гнесиной: как она могла быть одновременно выдающейся пианисткой, педагогом-новатором и великим топ-менеджером, который делал невозможное возможным. «Гнесинский комбинат» под ее личным руководством пережил почти столетие исторических потрясений в России от последнего царя до 1970-х годов и стал авторитетным учебным заведением наряду с прославленной Московской консерваторией.
Издательство
- Издательство
- РАМ им. Гнесиных
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121069 г. Москва ул. Поварская д. 30-36, стр. 1
- Юр. адрес
- 121069 г. Москва ул. Поварская д. 30-36, стр. 1
- ФИО
- Рыжинский Александр Сергеевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mailbox@gnesin-academy.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6911554