УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ ИМ. ГНЕСИНЫХ
Архив статей журнала
В настоящей статье предпринимается попытка проследить эволюцию образа скрябинского героя. Важным этапом этого процесса становится «Поэма экстаза» для большого симфонического оркестра, первая одночастная симфония-поэма А. Н. Скрябина. В статье подчеркивается тенденция роста эмоционального начала в музыкальной культуре Западной Европы, начиная от рубежа XVI-XVII веков, вплоть до начала XX века, оканчивающаяся своего рода экзальтацией, т. е. наивысшим эмоциональным насыщением. В данном исследовательском ключе раскрывается тезис: культура «экзальтирует», а скрябинский герой ликует в экстазе. Научное повествование затрагивает собственно жанр поэмы, рассматриваются истоки формирования образа скрябинского символистского героя - человека-творца. Выявляются особые черты метафорического мира творчества Скрябина, подчеркивается их связь с традиционными романтическими мотивами западноевропейского музыкального искусства, а также их дальнейшее существенное отдаление от романтических музыкально-эстетических установок.
В статье рассматривается цикл прелюдий для фортепиано М. Вайнберга «Детская тетрадь». Осмысляется значение произведения в творчестве композитора, его автобиографический характер. Отмечаются смысловые и стилистические пересечения сочинения с произведениями зарубежных и русских композиторов XIX-XX веков (Шопена, Шумана, Мусоргского и Шостаковича), выявляются отсылки к различным жанровым прототипам. Исследуются композиционные и драматургические принципы цикла, ладово-интонационные особенности. Проводятся параллели между сочинением Вайнберга и вокальным циклом Мусоргского «Детская» и прелюдиями, ор. 34, Шостаковича. Ранее цикл прелюдий Вайнберга «Детская тетрадь» № 2 не рассматривался в жанрово-стилистическом ракурсе.
Статья посвящена 60-летию творческой деятельности композитора Валерия Григорьевича Кикты, заслуженного деятеля искусств России и Украины, профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российской академии музыки имени Гнесиных. Основная задача - ввести в проблематику балетного творчества композитора. В статье рассматривается роль балета в авторском стиле, устанавливаются вероятные причины приверженности к этому жанру, приводятся содержательные первообразы, вдохновившие мастера. Методология исследования сочетает музыковедческие и общегуманитарные подходы, в том числе герменевтический и компаративный; существенным является «слово композитора». Ставится ряд вопросов: развитие традиции русского балета, «план содержания» и «план выражения», специфика жанровых процессов, синтез жанров в различных балетных сочинениях, жанровые особенности балетов с хором. Показано особое значение балета «Андрей Рублёв» (2016) как концептуального сочинения синтетического жанра, в котором выявляются сквозные символические лейттемы творчества. Сделан вывод о балетах Кикты как о важной составляющей культурно-исторического процесса ХХ-ХХI веков.