«Самозванец» Юргиса Карнавичюса: балет-фантазия на исторический сюжет (2024)

Юргис Карнавичюс (1884–1941) — один из первых литовских композиторов, обратившихся к жанру балета. Его первый опыт — хореографическая картина «Литовская рапсодия» (на музыку одноименной симфонической поэмы) — был представлен на сцене Каунасского государственного театра в 1928 году. Впоследствии Карнавичюс сочинил четыре полноценных балета, однако из-за событий Второй мировой войны они так и не были поставлены. К счастью, материалы, связанные с этими балетами, сохранились в архивах, в том числе клавир и партитура одноактного «Самозванца» (1940). Либретто, написанное Еленой Павловной Франс, основано на исторических событиях первой декады XVII века — начала Смутного времени. Его герои — будущий Лжедмитрий I и Марина Мнишек, чьи судьбы тесно переплетаются и с польско-литовской, и с русской культурой. В балете ощущается влияние таких сочинений, как «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Жизнь за царя» М. И. Глинки — не только в сюжете, но и в музыке. В частности, есть много пересечений с так называемыми «польскими актами» этих опер. Вместе с тем в либретто «Самозванца» внесены новые сюжетные мотивы, которые позволяют по-новому взглянуть на начальный этап истории Лжедмитрия. Балет Карнавичюса до сих пор хранится на полках Литовского архива литературы и театра (LLMR). Хотелось бы надеяться, что его материалы когда-нибудь будут не только опубликованы, но и исполнены на сцене.

One of the first Lithuanian composers to work in the genre of ballet was Jurgis Karnavičius (1884–1941). In 1928 he introduced a choreographic scene based on his tone poem The Lithuanian Rhapsody, that engaged interest in the genre of ballet among Lithuanian composers. Afterwords Karnavičius composed four fulllength ballets that were offered to a variety of European theatres. Unfortunately, due to the events of World War II, there had not been any production of the ballet organized. Fortunately, the musical material of the ballet was preserved, including The Imposter (1940). The libretto written by Elena Pavlovna France is based on historical events in Russian history of the first decade of the 17th century — the beginning of the Time of Troubles. The main characters of the ballet are the future tsar-imposter False Dmitry I and Marina Mniszech, whose fates are tied to both Russian, Polish and Lithuanian history. The ballet was influenced by the works of great Russian composers, such as Boris Godunov by Modest Mussorgsky and A Life for the Tsar by Mikhail Glinka, most specifically, their “Polish acts.” At the same time, The Imposter added new plot motives that allow us to see the uprising of False Dmitry from a different perspective. Karnavičius’ ballet continues to be preserved in the Lithuanian Archive of Literature and Music up to the present day. The hope remains that these materials shall not only be published, but also performed.

Тип: Статья
Автор (ы): Вагеро Антон, Пилипенко Нина Владимировна
Ключевые фразы: Jurgis Karnavičius, The Imposter, Lithuanian ballet, False Dmitry I, Marina Mniszech, the Time of Troubles Юргис Карнавичюс, «Самозванец», литовский балет, Лжедмитрий, Марина Мнишек, СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
782.91. Пантомимы. Маскарады. Балетная музыка и т. п.
Текстовый фрагмент статьи