ЛЕРМОНТОВСКИЕ ТЕКСТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ П. И. ЧАЙКОВСКОГО (2024)

В наследии П. И. Чайковского сохранилось лишь два произведения, связанных с поэзией М. Ю. Лермонтова - романс «Любовь мертвеца» (1878), входящий в состав опуса 38, и хор a cappella «Ночевала тучка золотая» (1887). В то же время существуют сведения и о других замыслах композитора, связанных с Лермонтовым, проявившихся, в частности, в намерении написать оперу «Бэла» на либретто А. П. Чехова. В обоих законченных произведениях Чайковский не был самостоятелен в выборе текстов, сочинения создавались на предложенные ему стихотворения. Романс и хор неравнозначны по художественной ценности: если первый, необычный по решению, образно и интонационно связанный с персонажами ряда опер, становится особой кульминацией в опусе 38, то хор, напротив, лишен отличающей сочинения композитора выразительной темы или интересных фактурно-гармонических особенностей, оставаясь лишь небольшим образцом хорового письма композитора.

Тип: Статья
Автор (ы): Гусейнова Зивар Махмудовна
Ключевые фразы: П. И. ЧАЙКОВСКИЙ, М. Ю. ЛЕРМОНТОВ, МУЗЫКА И СЛОВО, РОМАНСЫ ОР. 38, "ЛЮБОВЬ МЕРТВЕЦА", ХОР A CAPPELLA "НОЧЕВАЛА ТУЧКА ЗОЛОТАЯ"

Идентификаторы и классификаторы

УДК
78.071.1. Творческие музыканты. Композиторы
Текстовый фрагмент статьи