Статья посвящена актуальной проблеме роста теневых схем, связанных с транзитом и обналичиванием денежных средств с участием физических лиц, называемых «дропами», появление которых в настоящее время связано с тщательным выявлением теневых схем и введением ограничительных мер стимулирущих преступников к разработке новых способов отмывания денег. Цель исследования заключается во всестороннем изучении проблемы роста теневых схем с участием «дропов». Для написания статьи использовался метод анализа научных российских и зарубежные статей, НПА в сфере ПОД/ФТ, а также статистических данных Банка России. Были использованы методы поиска и изучения теоретических источников по вопросам теневых схем, связанных с транзитом и обналичиванием денежных средств с участием физических лиц «дропов». В работе дано определение дропов (дропперов), представлены виды дропов и основные схемы обналичивания денежных средств, которые они используют. Приведены примеры основных видов вербовки населения в дропперскую деятельность. Представлены примеры антифрод-систем банков РФ, помогающих в системе ПОД, а также определены их достоинства и недостатки. Представлена характеристика уголовных наказаний в РФ за дропперскую деятельность. Кроме того, рассматриваются меры по противодействию росту теневых схем с участием «дропов», включая усиление контроля за финансовыми операциями и совершенствование законодательства. В заключении предлагаются рекомендации по предотвращению распространения теневых схем с участием «дропов», включающие усиление контроля за выдачей банковских карт группам лиц, нуждающихся в деньгах или желающих легко заработать, а именно школьникам, студентам дневного отделения, пенсионерам старше 75 лет, мигрантам и людям, не имеющим официальной занятости.
Исследование охватывает анализ методологии и данных Росстата о «теневой экономике» России. Мы исследуем возможные недостатки в трактовке трех групп показателей: корректировок на экономические операции, не наблюдаемые прямыми методами; скрытой оплаты труда; занятости в неформальном секторе и занятости без регистрации и оформления. Ненаблюдаемая прямыми статистическими методами и нерегулируемая экономика охватывает значительную часть хозяйственной жизни страны. Официальные статистические данные американской системы национальных счетов времен Великой депрессии подчеркивают необходимость адекватных, полных и гармонизированных оценок теневой деятельности. Используя архивные данные и микроданные обследований Росстата, мы показываем, что расхождения в ревизиях (винтажах) официальных оценок могут превышать десять процентов ВВП. Корректировки валовой добавленной стоимости, используемые Росстатом, вне синхронного анализа национальных счетов, не соответствуют целям сопоставимости и гармонизации. Оценки скрытой оплаты труда крайне ограничены в части объяснительной и прогностической ценности. Оценки неформальной занятости, предложенные статистическим ведомством, фактически полностью совпадают с оценками занятости в неформальном секторе. Последние, в свою очередь, не отражают характер теневой экономики, так как опираются на производственный критерий. Мы полагаем, что менее популярные в литературе оценки занятости без оформления документов и (или) занятости без оформления самозанятости более пригодны для анализа динамики и структуры теневых практик. Однако использование подобных оценок осложняется закрытостью материалов обследований рабочей силы. Так, Росстат располагает непубличными оценками заявленной численности наемных работников, чьи работодатели уклоняются от уплаты налогов и сборов, а также данными о численности самозанятых, занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации, но не публикует их. Мы подчеркиваем необходимость разработки унифицированного подхода для повышения гармонизации и сопоставимости как национальной, так и международной статистики.