Статья посвящена исследованию влияния гностических и дуалистических идей катаров (альбигойцев) на становление куртуазной культуры в Европе XII века, когда наблюдается активный рост городов, формирование новой придворной культуры и усиление роли образованного дворянства как носителя светского кода. В этот период усиливается культурная роль женщины, в южнофранцузских областях, где куртуазная поэзия превращает даму в фигуру, определяющую символическую вертикаль ценностей. Объектом анализа выступает культурная трансформация эзотерических религиозных смыслов в светские формы поэтики, символики, придворного ритуала. Предметом исследования является интерпретация куртуазной любви как формы сакрализованного служения, близкой по своей структуре к гностической инициации. Автор рассматривает такие аспекты темы, как антропология катаров, дуалистическое мировосприятие, метафизика любви и поэтический дискурс трубадуров. Особое внимание уделяется поэзии как символической системе, воспроизводящей структуру гностического мифа: иерархии света и тьмы, избранничества, страдания и отказа от мира как пути внутреннего восхождения. Куртуазная культура рассматривается как канал культурной гегемонии, посредством которого эзотерическое знание закрепляется в элитарной норме поведения и чувства, превращаясь в инструмент символической власти. Методология исследования основана на междисциплинарном синтезе философского, историко-религиоведческого, культурологического и литературоведческого анализа. Герменевтика Ганса Йонаса реконструирует структуру гностического духа как экзистенциального отказа, критика власти у М. Фуко анализирует куртуазную поэтику как механизм нормализации. Используется инструментарий школы «Анналов» и семиотика Ю. Лотмана, рассматривающая куртуазную поэзию как носитель глубинных смыслов. Научная новизна исследования заключается в уточнённом анализе механизмов культурной трансляции гностико-дуалистических представлений в куртуазную эстетику и символику. Проанализирована структура куртуазной поэзии как формы сакральной репрезентации: страдание, дистанция, избранничество и обрядовое служение в поэтике трубадуров соотнесены с гностическим мифом об отчуждённой душе и её возвращении к свету. Особое внимание уделено языку любви как ритуальному коду, встраивающему духовную аскезу в придворную норму поведения. В работе прослеживается, как куртуазная культура преобразует эзотерическое знание в устойчивую элитарную дисциплину чувствования и символического порядка. Таким образом, исследование демонстрирует, как эстетика становится каналом легитимации эзотерической антропологии в светском контексте феодального общества.
Визуальная культура рубежа XX-XXI веков демонстрирует устойчивый интерес к гностическим мотивам, проявляющимся как в кино и медиаискусстве, так и в перформативных, архитектурных и биоарт-практиках. В центре исследования - анализ визуальных форм, в которых гностическое знание реализуется не как иконография, но как способ переживания инаковости, утраты и сакрального разрыва. Объектом исследования выступает визуальная культура современности как поле репрезентации сакрального знания в постсекулярном контексте. Предметом исследования являются гностические образы и их интерпретация в современной визуальной практике - от кино и биоарта до инсталляционных, перформативных и архитектурных форм. В фокусе - способы, с помощью которых гностическая оптика трансформируется в визуальные коды, не сводимые к иллюстрации, а действующие как инициация, прореха в знаковом, вызов чувственному. Особое внимание уделяется тому, как современное искусство использует свет, пустоту, молчание и фрагмент не как формальные приёмы, а как структуры сакрального опыта. Гностическая визуальность рассматривается как форма пневматического познания - не передающего смыслы, а вызывающего анамнесис. Исследование опирается на философию визуального как способ анализа медийной репрезентации сакрального, феноменологию образа - для выявления онтологического статуса визуального мотива, герменевтику символа - для интерпретации архетипических структур, и гностическую онтологию - как метафизическую рамку прочтения визуального опыта. Основными выводами проведённого исследования являются утверждение гностической визуальности как особого типа образности, проявляющейся в современных художественных, перформативных и кинематографических практиках, и выявление механизмов ремифологизации сакрального опыта через образы света, фрагмента, молчания и распада. Исследование показывает, что гностический образ действует не как иконографический знак, а как инициация - через перцептивное и телесное переживание. Научная новизна состоит в интерпретации гностических мотивов - Софии, демиурга, трёхчленной антропологии, плеромы - в контексте современной визуальной культуры, а также в введении в научный оборот понятия иконического неомифа как эстетической стратегии восстановления сакральной формы вне традиции, через свет, тишину и пустоту. Особым вкладом автора является разработка междисциплинарного подхода, соединяющего гностическую онтологию образа с феноменологией восприятия и философией визуального опыта.