Статья: Влияние гностицизма катаров (альбигойцев) на формирование куртуазной культуры в Европе через двор Алиеноры Аквитанской как опыт культурной гегемонии элитарной культуры (2025)

Читать онлайн

Статья посвящена исследованию влияния гностических и дуалистических идей катаров (альбигойцев) на становление куртуазной культуры в Европе XII века, когда наблюдается активный рост городов, формирование новой придворной культуры и усиление роли образованного дворянства как носителя светского кода. В этот период усиливается культурная роль женщины, в южнофранцузских областях, где куртуазная поэзия превращает даму в фигуру, определяющую символическую вертикаль ценностей. Объектом анализа выступает культурная трансформация эзотерических религиозных смыслов в светские формы поэтики, символики, придворного ритуала. Предметом исследования является интерпретация куртуазной любви как формы сакрализованного служения, близкой по своей структуре к гностической инициации. Автор рассматривает такие аспекты темы, как антропология катаров, дуалистическое мировосприятие, метафизика любви и поэтический дискурс трубадуров. Особое внимание уделяется поэзии как символической системе, воспроизводящей структуру гностического мифа: иерархии света и тьмы, избранничества, страдания и отказа от мира как пути внутреннего восхождения. Куртуазная культура рассматривается как канал культурной гегемонии, посредством которого эзотерическое знание закрепляется в элитарной норме поведения и чувства, превращаясь в инструмент символической власти. Методология исследования основана на междисциплинарном синтезе философского, историко-религиоведческого, культурологического и литературоведческого анализа. Герменевтика Ганса Йонаса реконструирует структуру гностического духа как экзистенциального отказа, критика власти у М. Фуко анализирует куртуазную поэтику как механизм нормализации. Используется инструментарий школы «Анналов» и семиотика Ю. Лотмана, рассматривающая куртуазную поэзию как носитель глубинных смыслов. Научная новизна исследования заключается в уточнённом анализе механизмов культурной трансляции гностико-дуалистических представлений в куртуазную эстетику и символику. Проанализирована структура куртуазной поэзии как формы сакральной репрезентации: страдание, дистанция, избранничество и обрядовое служение в поэтике трубадуров соотнесены с гностическим мифом об отчуждённой душе и её возвращении к свету. Особое внимание уделено языку любви как ритуальному коду, встраивающему духовную аскезу в придворную норму поведения. В работе прослеживается, как куртуазная культура преобразует эзотерическое знание в устойчивую элитарную дисциплину чувствования и символического порядка. Таким образом, исследование демонстрирует, как эстетика становится каналом легитимации эзотерической антропологии в светском контексте феодального общества.

Ключевые фразы: ГНОСТИЦИЗМ, катары, куртуазная культура, алиенора аквитанская, гнозис, дуализм, эстетизация сакрального, ИНИЦИАЦИЯ, культурная гегемония, механизм власти
Автор (ы): Пожаров Алексей Игоревич
Журнал: ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
008. Цивилизация. Культура. Прогресс
Для цитирования:
ПОЖАРОВ А. И. ВЛИЯНИЕ ГНОСТИЦИЗМА КАТАРОВ (АЛЬБИГОЙЦЕВ) НА ФОРМИРОВАНИЕ КУРТУАЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЕВРОПЕ ЧЕРЕЗ ДВОР АЛИЕНОРЫ АКВИТАНСКОЙ КАК ОПЫТ КУЛЬТУРНОЙ ГЕГЕМОНИИ ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ // ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА. 2025. № 4
Текстовый фрагмент статьи