В статье рассмотрена эволюция отечественных карантинных учреждений Российской империи, начиная с их зарождения и заканчивая формированием комплексной государственной системы эпидемиологического контроля. Показано, что Севастопольский карантин, имевший свою специфику, был значимой частью этой системы. Развиваясь как главный черноморский военный порт страны, Севастополь в 1830-е гг. стал местом главных событий крупнейшего «холерного бунта» в России, в 1850-е гг. - эпицентром военных действий в ходе Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг., последствия которой оказали большое влияние на изменение российского карантинного законодательства. Установлено, что Севастопольский карантин во время своего существования был важным форпостом в предотвращении распространения инфекционных заболеваний. Привлеченные источники, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, позволяют достоверно реконструировать структуру и деятельность Севастопольского карантина на протяжении XIX столетия.
В статье проанализированы информационные возможности фонда Евпаторийской таможни Государственного архива Республики Крым (ГАРК) - источникового комплекса разноплановых по содержанию документов, содержащих сведения о деятельности одного из старейших таможенных учреждений Таврической губернии. Государственная таможенная политика, внедрение инновационных технологий в деятельность отечественных таможенных органов приобретают особую актуальность в современных условиях «санкционного» противостояния ведущих мировых держав. Крымский полуостров, вошедший в состав Российской империи в 1783 г., для центральных властей и в то время являлся стратегически и экономически значимым регионом на южных рубежах государства, форпостом российской внешней и таможенной политики. В соответствии с российским законодательством и по образцу аналогичных структур империи создавались первые таможенные учреждения в Евпатории и Феодосии. Фонд Евпаторийской таможни в ГАРК, ставший источниковой базой настоящего исследования, насчитывает более 2 500 единиц хранения за 1784-1920 гг. Однако пока он мало востребован в научной среде и практически не изучен, а его документы ранее не вводились в научный оборот. Вместе с тем материалы фонда дают полное представление обо всем многообразии функций органов таможенного контроля в Крыму, позволяют провести научную реконструкцию истории существования и деятельности этих учреждений, проанализировать специфику организации их работы, проследить основные направления операций по экспорту и импорту, осуществлявшихся крымскими таможнями. Непосредственной целью исследования стала характеристика документов, отложившихся в фонде Евпаторийской таможни, раскрывающих проблемы функционирования этого учреждения во второй половине XIX в. Одним из важных компонентов исследования и его научной новизной стала возможность на основе архивных данных проследить за особенностями административной коммуникации в крымских таможенных учреждениях, получить подробные сведения об их чиновничье-бюрократическом составе. Выявлены и изучены документы об учреждении, формировании штатов и деятельности таможни, рапорты и донесения представителей региональной администрации, формулярные списки служащих и прочая документация, что позволило провести первичный анализ структуры и кадровой обеспеченности таможни. Сделан вывод о возможности проведения перспективных исследований по истории государственных учреждений, по истории регионального управления, эго-истории.
Вопросы защиты населения от эпидемий, организация противоэпидемиологических мероприятий всегда актуальны и вызывают широкий общественный интерес. В нашей стране накоплен значительный опыт в этой сфере, начиная с создания государственной карантинной службы в 1800 г. Крымский полуостров, ставший частью Российской империи в 1783 г., был важным логистическим пунктом для развития внутренней и внешней торговли, где карантинные учреждения играли значимую роль в предотвращении вспышек инфекционных заболеваний и профилактике их распространения. Статья посвящена изучению крымских карантинов после окончания Крымской (Восточной) войны 1853–1856 гг., основной театр военных действий которой пришелся на Севастополь. В качестве основного источникового комплекса выступили документы, хранящиеся в ГКУ «Архив города Севастополя». Целью стала характеристика материалов, отложившихся в фонде Севастопольского карантинного агентства, раскрывающих проблемы функционирования этого учреждения во второй половине XIX в. Одним из важных компонентов исследования и его научной новизной, помимо введения в научный оборот неиспользовавшихся ранее архивных данных, стала возможность изучения важнейших направлений деятельности карантинной службы Севастопольского градоначальства. Сделаны выводы о репрезентативности источникового комплекса и перспективности дальнейших исследований по истории региональных органов карантинной службы.