Публикации автора

Взаимодействие в сфере культуры как аспект гуманитарного сотрудничества Казахстана и России в 2000–2020 гг. (2025)

В статье раскрывается тема сотрудничества Казахстана и России в сфере культуры. На примере взаимодействия двух стран выделены основные сферы государственного диалога, к которым относятся Форумы приграничного сотрудничества РФ и РК, Дни культуры двух стран, события посвященные общему культурному и историческому наследию, совместная работа государственных учреждений культуры, а также сотрудничество в рамках общественных национальных организаций. Осуществляется анализ тенденции совместной работы в заданный период первого двадцатилетия XXI в., к которому относится анализ нормативно-правовой базы сотрудничества в исследуемой сфере. Отмечается тенденция к плодотворному взаимодействию с обеих сторон, что подтверждают культурные мероприятия, которые проходили ежегодно или же с периодичностью, но на постоянной основе. Особое место отводится приграничной кооперации двух стран, на фоне которой выстраивалась работа. Созданию крепких межгосударственных связей на границе способствовала организация Форумов приграничного сотрудничества. С учетом самого протяженного оренбургского участка границы успешно развивается культурное сотрудничество между Оренбургской областью и Западно-Казахстанской, Актюбинской и Кустанайской областями. Сотрудничество с Казахстаном в крупных масштабах осуществляли также Астраханская, Саратовская, Волгоградская и Омская области.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Петрищева Мария Владимировна
Сохранить в закладках
Формирование образа России в школьных учебниках истории Казахстана как фактор влияния на межгосударственные отношения (2025)

Предметом данной научной статьи является образ России в школьном курсе истории Казахстана за 7 и 8 классы. В рамках развития гуманитарного сотрудничества сформирована достаточно обширная нормативно-правовая база. Однако, внутренняя политика казахстанских властей, в частности в сфере школьного образования, противоречит официально выбранному курсу. Между тем школьное образование оказывает существенное влияние не только на формирование самосознания народа, но и на межгосударственные отношения в целом. Цель работы - проследить процесс формирования образа России в Казахстанских школьных учебниках и определить его характер. Для этого были взяты несколько учебников старого и нового поколения, проведен анализ того, как информация трансформировалась в зависимости от времени создания учебника. В качестве основного метода был использован сравнительно-исторический, с помощью которого были сопоставлены учебники разных поколений. Историко-системный метод позволил исследовать учебники истории в контексте международного гуманитарного сотрудничества. Впервые данная проблема была рассмотрена в таком объёме, с учётом влияний на гуманитарную сферу. Анализ учебников позволяет по-новому взглянуть на отношения между Россией и Казахстаном. Установлено, что за исключением некоторых позитивных оценок, которые встречаются в школьном курсе седьмого класса, в казахстанских учебниках образ России представлен в отрицательном ключе. Выявлено, что он со временем менялся исключительно в худшую сторону. Несмотря на официальные заявления Казахстана о том, что Россия чуть ли не один из важнейших партнёров, учащиеся в курсе школьной программы по истории получают негативные сведения о России. Такая тенденция школьного образования в Казахстане отрицательно влияет на отношения с Россией.

Издание: GENESIS: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Петрищева Мария Владимировна
Сохранить в закладках