Статьи в выпуске: 7
Цель работы: уточнение данных историографических исследований и презентация новых фактов о поставке лошадей для Костромского ополчения во время Отечественной войны 1812 г. В числе источников рассматриваются документы фондов Российского государственного военно-исторического архива, Российского государственного исторического архива и Государственного архива Костромской области. Документальные данные сопоставлены с текстами сочинений К. А. Военского, В. Р. Апухтина, Н. Н. Виноградова и др. Важным компонентом информации источников, не актуализированным до настоящего времени в историографии, являются механизмы комплектования конного состава основного и резервного ополчений, расчет строевых и подъемных лошадей, вопросы сдачи лошадей по окончании военных действий. Документы позволяют оценить военно-экономический потенциал Костромской губернии в избранном аспекте. Полученные результаты позволяют оценить и интерпретировать показатели, как-то: общие сведения о поставках лошадей, нагрузку на регион, соотношение количественных показателей и требований воинских артикулов и т. д. В перспективе становится возможным использовать сведения об обеспечении Костромского ополчения лошадьми для сопоставления его с другими ополчениями III округа. Исходя из анализа историографического наследия XIX-XXI вв., надо признать практически не изученным, а потому востребованным исследование проблем материального обеспечения деятельности народной военной силы 1812-1814 гг. Реализация этой задачи в нашем случае осложняется тем, что в научном обороте представлен весьма ограниченный объем источников и историографических материалов о Костромском ополчении. По результатам исследования сделаны следующие выводы: во-первых, несмотря на значительные невосполнимые потери в архиве региона, сопоставление документов и историографических исследований позволяет представить весьма интересный аспект истории Костромского ополчения 1812 года; во-вторых, документальные материалы открывают неизвестные ранее аспекты темы, например, поставку лошадей не только для основного, но и для резервного ополчения, не только для ополчения, но и для нужд армии; в-третьих, сопоставление документальных и статистических данных позволяет выдвинуть определенные гипотезы, которые станут перспективой дальнейшего изучения Костромского ополчения.
Объектом исследования является процесс становления образовательной системы на среднеазиатских территориях Российской империей в конце ХIХ - начале ХХ вв. Предмет исследования - отражение процесса становления образовательной системы Средней Азии в отечественной публицистике конца ХIХ - начала ХХ вв. В данной статье освещается отношение российских изданий эпохи пореформенной модернизации к проводимой имперской администрацией образовательной политике на территориях Центральной Азии. Отмечаются различия консервативных, либеральных и демократических взглядов на цели и методы создаваемой в мусульманской среде системы образования. Освещается отношение публицистов к неоднозначному восприятию русской администрацией традиционной местной школы. Особое внимание уделяется критике непоследовательности и колебаний правительственной политики в сфере образования. Выявляются конструктивные предложения публицистов, направленные на обеспечение синтеза некоторых аспектов традиционных и российских учебных заведений, способствующего аккультурации местного населения и постепенной интеграции региона в состав Империи. В работе использовались историко-генетический метод, дающий возможность проследить за развитием процесса отражения образовательной политики России в Центральноазиатских владениях на страницах отечественных изданий; сравнительный, - позволяющий установить общее и особенное в ее восприятии публицистами; принцип историзма, раскрывающий их отношение к образовательной политике власти в историческом контексте эпохи начала ХХ в. Проблема отражения образовательной политики России в Средней Азии в периодических изданиях того времени так и не стала предметом специального анализа. Консервативные авторы выступали за политику религиозной терпимости, распространение русской школы и включение в ее учебный процесс подрастающего поколения местного населения. Главной задачей образовательной политики в регионе для либералов долгое время являлось снижение уровня мусульманского фанатизма, приобщение к цивилизации с помощью развития образования, реформирование русско-туземных школ, медресе и мектебе, предоставление культурной автономии населению региона, необходимость синтеза светской и национальной школы. Народнические издания предлагали использовать общественный ресурс в деле создания и развития местной школы. Представители всех направлений сходились в том, что лишь с помощью образования, распространения европейских ценностей возможно преодолеть культурную изоляцию региона, национальный и религиозный экстремизм, подрывающие основы его интеграции с Россией.
Предметом исследования является проект одного из лидеров правого движения дореволюционной России К. Н. Пасхалова об упразднении губернских земских учреждений. Основная цель работы - оценка предложений Пасхалова с точки зрения объективных процессов, происходивших в системе земского самоуправления. Исходя из данной цели, перед автором стояло две задачи: 1) проанализировать разработанный Пасхаловым механизм перехода к «одноэтажному» земству; 2) изучить результаты обсуждения данных идей в земствах и на страницах периодической печати. Особое внимание обращено на правовые предпосылки формирования концепции Пасхалова. Акцент сделан на актуальности данной темы, поскольку аргументы сторонников и противников Пасхалова могут быть востребованы в ходе дискуссии о территориальной организации местного самоуправления в современной России. К числу методов, используемых в данном исследовании, относится историко-правовой. Также методологические основы включают принцип объективности, принцип историзма, принцип системности. Научная новизна работы состоит в сопоставлении проекта Пасхалова с откликами на его предложения со стороны земских органов власти и отдельных муниципальных деятелей. По мнению Пасхалова, Земские Положения должны были четко разграничить полномочия и функции двух уровней земского самоуправления. Отсутствие таких норм привело к росту непроизводительных расходов губернского земства и к истощению уездных бюджетов. Пасхалов утверждал, что единственной территориальной единицей местного самоуправления должен остаться уезд. Процедура перехода к одноуровневой модели предусматривала поэтапную передачу в руки уездов имущества и капиталов губернского земства. В ходе исследования было установлено, что проект Пасхалова вызвал достаточно большой общественный резонанс. В 1909-1910 гг. данная тема обсуждалась на уездных земских собраниях в разных регионах. Многие земские деятели были согласны с тезисами Пасхалова о необходимости реформирования медицинских учреждений, дорожного и страхового дела. Несколько уездных земств приняли решение о необходимости упразднения губернских органов местного самоуправления. В 1911 г. тема неоднократно обсуждалась на страницах специализированного журнала «Земское дело». Возражая против полного перехода к «одноэтажному» земству, авторы журнала, вместе с тем, предложили ряд конкретных мер по урегулированию взаимоотношений губернских и уездных земств.
Рубеж XIX-XX веков - это период индустриализации и урбанизации, который оказал существенное воздействие на социальную и экономическую динамику. Москва, как и другие мегаполисы того времени, столкнулась с быстрым ростом городского населения, что порождало потребность как в жилье, так и в коммерческих помещениях. В данном контексте, изучение темы становления и развития доходных домов является весьма актуальным, так как она позволит понять, как преобразовывалось городское пространство, общество и отношения человека к жилью под воздействием экономических и социальных перемен в изучаемый период. В приведенном исследовании рассматривается и анализируется роль и место доходных домов в системе городского жилья, насколько жизнь в таких домах являлась доступной для городских обывателей, экономический фундамент возникновения доходных домов, и влияние их строительства на облик Москвы, на чьей земле производилась застройка. Исследование основывается на диахронном, статистическом и хронологическом методах: - диахронный отслеживает историческое развитие доходных домов Москвы; - статистический применяется для анализа собранных данных о доходных домах; - хронологический метод позволяет проследить роль доходных домов в процессе урбанизации Москвы и выявить ключевые этапы в их развитии. Научная новизна исследования заключается в малоизученности истории доходных домов Москвы с финансово-экономической и социальной стороны. Во-первых, анализ финансово-экономических аспектов позволяет глубже понять механизмы инвестиций в городскую недвижимость и их влияние на формирование рынка. Исследование мотивов и финансовых стратегий владельцев и инвесторов в доходные дома может пролить свет на причины успеха или неудач таких предприятий, а также на роль, которую они играли в экономическом развитии города. Во-вторых, анализ социальной стороны дает возможность рассмотреть вопросы социальной мобильности, структуры населения и социальных изменений, происходивших в контексте городского развития. Какие группы населения были ассоциированы с проживанием в доходных домах? Какие социальные последствия сопровождали этот тип жилья? Эти вопросы расширяют понимание социальной истории города. Изучение этих взаимоотношений позволит ввести в оборот ранее неопубликованные материалы, систематизировать имеющиеся данные, основываясь на разнообразных источниках информации.
Статья посвящена анализу проектов присоединения сначала части, а затем и всей территории Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского в состав граничащей с ней Санкт-Петербургской губернии. Рассматриваются особенности правительственного дискурса, проявившиеся в ходе обсуждения намеченных преобразований, проводится сравнительный анализ случаев «символической» конфронтации имперской администрации с альтернативными национальными проектами за территории с особым институциональным устройством. Объектом исследования выступает национальная политика Российской Империи в отношении Финляндии в 1910-е гг., предметом -делопроизводственные материалы Особого Совещания по делам Великого Княжества Финляндского и междуведомственной комиссии под председательством Государственного Секретаря С. Е. Крыжановского. Основное внимание уделено законопроекту «О присоединении Кивинебской, Новокиркской и Терийокской общин Выборгской губернии к составу Санкт-Петербургской губернии». Автором были использованы традиционные для историко-правовых исследований методы: анализ, синтез, системный подход и формально-юридический. Делаются выводы о том, что исследуемые проекты, с одной стороны, отражали смену приоритетов национальной политики российского правительства с широкой программы русификации окраин на формирование «национального ядра» империи, с другой - представляли собой уникальную попытку согласования двух различных институциональных систем и альтернативных подходов к осуществлению политической модернизации. В связи с этим в работе сделан особый акцент на приемлемых для высшей российской бюрократии пределах социальных и политических преобразований в таких вопросах как сословная принадлежность подданных, организация местного самоуправления и унификация правовой системы. Результаты исследования позволяют скорректировать традиционные историографические подходы к национальной политике поздней Российской Империи, а также высвечивают сложную внутреннюю логику законотворческого процесса в период думской монархии.
Объектом исследования стал котлован жилого сооружения № 4 юдинской археологической культуры, изученный в ходе археологических работ на городище Русское 1. Памятник находится в Ярковском районе Тюменской области, на правобережье р. Тобол, близ устья р. Туры. Цель исследования состоит во введении в научный оборот и детальном рассмотрении уникальных материалов с городища Русское 1, представленных котлованом жилой постройки под № 4, определении типа жилища, реконструкции возможного облика утраченных элементов конструкции сооружения. Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие задачи: морфологическое описание зафиксированных элементов археологизированного сооружения № 4, определение времени функционирования городища, а также реконструкция внешнего вида каркаса жилища с опорой на имеющиеся этнографические материалы. Для решения поставленных в работе задач применяются традиционные для исторической науки методы исследования: сравнительно-исторический, типологический, описательный метод анализа вещественных источников, метод аналогий. Впервые на основании подробного комплексного планиграфического анализа следов археологизированной постройки № 4, а также их сопоставления с жилыми конструкциями, бытовавшими у аборигенного населения Сибири, установлено, что постройка с юдинского городища Русское 1 представляла собой полуземлянку с каркасом усеченно-пирамидальной формы. Приводится описание конструкции наземной части дома, а также детали внутреннего устройства. Стены и крышу возводили из нетолстых досок или плах, которые затем присыпались слоем земли, выброшенным из котлована. В жилище вел узкий коридорообразный вход, над которым были возведены сени. В центре жилища располагался основной открытый очаг, а у задней стенки - нары с еще одним очагом. В результате проведенного исследования установлено, что памятник существовал в период VIII-X вв.
Предметом данной научной статьи является образ России в школьном курсе истории Казахстана за 7 и 8 классы. В рамках развития гуманитарного сотрудничества сформирована достаточно обширная нормативно-правовая база. Однако, внутренняя политика казахстанских властей, в частности в сфере школьного образования, противоречит официально выбранному курсу. Между тем школьное образование оказывает существенное влияние не только на формирование самосознания народа, но и на межгосударственные отношения в целом. Цель работы - проследить процесс формирования образа России в Казахстанских школьных учебниках и определить его характер. Для этого были взяты несколько учебников старого и нового поколения, проведен анализ того, как информация трансформировалась в зависимости от времени создания учебника. В качестве основного метода был использован сравнительно-исторический, с помощью которого были сопоставлены учебники разных поколений. Историко-системный метод позволил исследовать учебники истории в контексте международного гуманитарного сотрудничества. Впервые данная проблема была рассмотрена в таком объёме, с учётом влияний на гуманитарную сферу. Анализ учебников позволяет по-новому взглянуть на отношения между Россией и Казахстаном. Установлено, что за исключением некоторых позитивных оценок, которые встречаются в школьном курсе седьмого класса, в казахстанских учебниках образ России представлен в отрицательном ключе. Выявлено, что он со временем менялся исключительно в худшую сторону. Несмотря на официальные заявления Казахстана о том, что Россия чуть ли не один из важнейших партнёров, учащиеся в курсе школьной программы по истории получают негативные сведения о России. Такая тенденция школьного образования в Казахстане отрицательно влияет на отношения с Россией.