Об актуальности темы свидетельствует то обстоятельство, что вопросы образования постоянно рассматриваются в качестве приоритетных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В Послании 29 февраля 2024 года содержатся значительные предложения по развитию общего образования до 2030 года. [1]. Цель статьи – рассмотреть состояние общего образования в российском обществе. Объектом исследования являются уровни общего образования – дошкольное, начальное, основное, среднее образование. Основные методы исследования - статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция.
Полученные результаты. Рассмотрены численность организаций, воспитанников, работников, обеспеченность местами, уровень образования персонала в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, финансовое обеспечение организаций. Показаны численность образовательных организаций, обучающих по основным программам начального, основного, среднего общего образования, количество учащихся, углубленно изучающих предметы, по профильному обучению. Рассмотрены реализация проекта «Билет в будущее», результаты Всероссийской олимпиады школьников, деятельность технопарков «Кванториум», Единый государственный экзамен, численность и уровень образования школьного персонала, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций и образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности.
Основной вывод состоит в необходимости обновления содержания учебного процесса, его тесной связи с воспитанием на всех уровнях среднего образования, материально-технической базы образовательных организаций.
Дать содержательный качественный обзор отечественной литературы на русском языке по общему образованию в небольшой по объему статье представляется практически невозможным из-за огромного количества имеющихся публикаций. Поэтому можно ограничиться только количественными данными об опубликованных работах, указанных в Едином электронном каталоге Российской государственной библиотеки. По проблемам общего образования указаны 5 011 публикаций, дошкольного - 20 196, начального – 339, основного – 5, среднего - 6 202.
Актуальность темы исследования определяется тем, что уровень денежных доходов российского населения постепенно увеличивается. Одновременно существует неравенство в денежных доходах, происходит их неравномерное распределение между различными слоями общества. Цель статьи состоит в рассмотрении неравенства в распределении денежных доходов населения. Объектом исследования являются денежные доходы российского населения в современных условиях, методами исследования - статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция.
К полученным результатам относится использование статистических данных о денежных доходах населения. Показаны распределение номинальных денежных доходов на душу населения, размеры среднего и медианного дохода, распределение денежных доходов по 20-процентным группам населения, увеличение коэффициентов Джини и фондов. Рассмотрены дифференциация номинальной среднемесячной начисленной заработной платы по видам экономической деятельности, федеральным округам и регионам, зарплатное неравенство по первой с наименьшими и пятой с наибольшими заработными платами 20-процентным группам работников, гендерное неравенство по оплате труда, зависимость уровня заработной платы от дефицита кадров, просроченная задолженность по заработной плате.
Основным выводом является утверждение о том, что для повышения уровня денежных доходов, прежде всего, заработной платы необходимо повышать производительность труда, развивать экономику.
В обзоре отечественной литературы следует отметить, что опубликовано большое количество работ по различным аспектам денежных доходов населения. Среди них можно назвать такие темы, как доходы, расходы и сбережения населения, доходы и социальная политика государства, политика доходов и заработной платы, система оплаты труда, налог на доходы физических лиц, оплата труда в различных отраслях и регионах, организация, нормирование, мотивация, стимулирование и оплата труда, производительность и оплата труда, прокурорский надзор за исполнением законов об оплате труда.
Актуальность темы исследования определяется национальной целю развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года - сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи [1]. Цель статьи состоит в рассмотрении национального проекта «Семья» на 2025 – 2030 годы. Объектом исследования являются национальный проект «Семья» и входящие в его состав федеральные проекты - Поддержка семьи, Многодетная семья, Охрана материнства и детства, Старшее поколение, Семейные ценности и инфраструктура культуры. Использованы методы исследования: статистический, анализ и синтез, дедукция и индукция.
В качестве полученных результатов можно назвать использование паспортов национального проекта «Семья» и федеральных проектов - Поддержка семьи, Многодетная семья, Охрана материнства и детства, Старшее поколение, Семейные ценности и инфраструктура культуры. Рассмотрены цели и динамика показателей национального проекта и федеральных проектов, финансовое обеспечение национального проекта. Основным выводом является признание значительной роли национального проекта и федеральных проектов в сохранении населения, укреплении здоровья и повышении благополучия людей, поддержке семьи.
В обзоре литературы следует отметить, что после утверждения и начала реализации национального проекта прошло немного времени, поэтому появились статьи в основном в печатных средствах массовой информации. Вполне понятно, что в процессе его реализации в течение шести лет появятся статьи, в которых будет анализироваться его результаты.
Актуальность темы исследования определяется тем, что социальные обязательства государства являются традиционным приоритетом в российском обществе. Цель статьи состоит в рассмотрении финансирования государством выполнения социальных обязательств. Объектом исследования являются социальные расходы федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.
В качестве полученных результатов можно назвать анализ социальных расходов федеральных законов о федеральном бюджете, бюджетах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Показаны социальные расходы государства в области социальной политики, образования, культуры и кинематографии, здравоохранения, физической культуры и спорта. В социальной политике рассмотрено финансирование пенсионного обеспечения, социального обслуживания населения, социального обеспечения населения, охраны семьи и детства.
Основным выводом является признание значительной роли федеральных средств в выполнении социальных обязательств государства. Социальные расходы в абсолютных цифрах увеличиваются; вместе с тем, в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и общем объеме расходов такого постоянного увеличения нет.
Знакомство с отечественной литературой дает основание для утверждения о наличии публикаций, в которых анализируется различные аспекты доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Исходя из цели данной статьи, следует отметить, что есть научные публикации о финансировании здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, социальной политики.
Проблема внешней миграции в современных условиях представляется весьма актуальной, поскольку она широко обсуждается в средствах массовой информации, привлекает пристальное внимание депутатов, политиков, чиновников, рядовых граждан. После террористического акта в «Крокус Сити Холл» проводится значительная работа по обновлению миграционного законодательства. Приняты поправки в федеральные законы, связанные с регулированием внешней миграции [1 - 7]. Цель статьи состоит в рассмотрении обновления правового регулирования в области внешней миграции. Объектом исследования являются правовое регулирование внешней миграции.
К полученным результатам относится обзор существенных изменений в правовом регулировании внешней миграции. Рассмотрены порядок учета иностранных граждан, эксперимент по сдаче биометрии иностранными гражданами и лицами без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу, борьба с фиктивными браками, выдворение иностранных граждан, нарушающих порядок пребывания, пилотное испытание курса по адаптации мигрантов. Показана ответственность работодателя за мигрантов, которые к нему приезжают работать, ответственность за организацию незаконной миграции, за подделку, изготовление, оборот поддельных документов, за преступления, связанные с фиктивной регистрацией и постановкой на учет иностранных граждан, ответственность мигрантов, необходимость подтверждения мигрантами владения русским языком, запрет принимать в школы детей иностранных граждан без знания русского языка, предоставление вида на жительство в упрощенном порядке для соотечественников, проживающих за рубежом.
К основному выводу можно отнести положение о том, что осуществляется значительное обновление существенного изменения российского законодательства, регулирующего внешнюю миграцию. Процесс обновления будет продолжаться, поскольку существуют еще нерешенные вопросы в этой сфере.
Обзор отечественной литературы позволяет отметить, что опубликовано большое количество работ по актуальным проблемам миграции.
Заявленная в статье тема исследования представляется актуальной в связи с возрастанием значения системы обязательного социального страхования в социальной защите населения в современных условиях развития российского общества. В качестве цели можно назвать анализ системы обязательного социального страхования. Объектом исследования является обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинское страхование, методами исследования - анализ и синтез, дедукция и индукция.
К полученным результатам относится использование федеральных законов об основах обязательного социального страхования, обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинском страховании. Рассмотрены объекты и субъекты обязательного социального страхования - страхователи, страховщики, застрахованные люди, виды страхового обеспечения в обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинском страховании, базовая и территориальная программы, полис обязательного медицинского страхования.
Основной вывод состоит в том, что необходимо обеспечить достойный уровень страхового обеспечения во всех видах обязательного социального страхования, добиваться более эффективной деятельности системы обязательного социального страхования.
Актуальность темы исследования определяют сформулированные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации основные цели - гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения; обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы [1]. Цель статьи состоит в анализе на основе федеральных законов пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в современном российском обществе. Объектом исследования являются пенсии в системах пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, методами исследования - статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция. К полученным результатам относится использование закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии, органах принудительного исполнения, и их семей, федеральных законов о государственном пенсионном обеспечении, обязательном пенсионном страховании, страховых пенсиях, Фонде пенсионного и социального страхования, индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, негосударственных пенсионных фондах, гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений, порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии, официальных статистических данных. Рассмотрены в государственном пенсионном обеспечении пенсии за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальная пенсия, обязательное страховое обеспечение, в системе обязательного пенсионного страхования - страховые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, функции Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, негосударственное пенсионное обеспечение. Показаны субъекты обязательного пенсионного страхования - страхователь, страховщик, застрахованный, субъекты формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, специализированный депозитарий, управляющая компания, застрахованный, страхователь. Основной вывод состоит в том, что необходимо обеспечить достойный уровень пенсий, прежде всего, за счет увеличения замещения пенсией по старости утраченного заработка, размера пенсий с учетом повышения величины прожиточного минимума пенсионера. Обзор литературы дает возможность отметить, что существуют опубликованные работы о пенсионной системе, пенсионном обеспечении, пенсионном страховании. Можно указать такие работы по пенсионной системе, как организационно - экономические основы пенсионной системы, методы повышения устойчивости пенсионной системы, развитие финансового механизма пенсионной системы, комплексная социально-экономическая оценка пенсионных систем России и зарубежных стран.
Тема исследования представляется актуальной в связи с необходимостью повышения доступности и качества социальных услуг, развития системы социального обслуживания. Цель статьи состоит в рассмотрении предоставления о социальных услугах в социальном обслуживании. Объектом исследования являются организации социального обслуживания, методами исследования - статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция.
К полученным результатам можно отнести использование федерального закона об основах социального обслуживания, доклада об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2023 году и задачах на 2024 год, данных официальной статистики. Рассмотрены система социального обслуживания, поставщик и получатель социальных услуг, формы социального обслуживания на дому, полустационарной, стационарной форме, виды социальных услуг, социальное сопровождение, обстоятельства признания нуждающимся в социальном обслуживании, индивидуальная программа, договора о предоставлении социальных услуг, независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания, оплата социальных услуг, номенклатура организаций социального обслуживания, их динамика, социальные услуги людям пожилого возраста, программа активного долголетия, долговременный уход.
В качестве основного вывода можно отметить необходимость дальнейшего развития системы социального обслуживания, повышение качества предоставляемых социальных услуг для всех категорий их получателей.
Актуальность темы исследования определяется национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, стратегическими показателями и задачами национальной цели «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности». Цель статьи состоит в рассмотрении тенденций в деятельности организаций в сфере культуры. Объектом исследования являются организации культуры, методами исследования - статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция. Получены следующие результаты. В рамках указа Президента РФ об основах государственной культурной политики, федеральных законов в сфере организаций культуры и государственной программы «Развитие культуры», официальных статистических данных показаны тенденции и динамика развития организаций в сфере культуры. Основной вывод состоит в том, что организации в сфере культуры осуществляют значительную культурную деятельность по созданию, сохранению, распространению, освоению культурных ценностей, предоставлению культурных услуг населению. Вместе с тем, многие проблемы остаются нерешенными. Их решение обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной культурной политики, окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития.
Актуальность темы исследования определяется возросшей ролью волонтерства в российском обществе. Волонтеры помогали людям во время пандемии коронавируса, участвовали в массовом событийном волонтерстве на XXII зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году, международном соревновании Игры будущего в Казани в 2024 году, Всемирном фестивале молодежи в Сириусе в 2024 году, собирают гуманитарную помощь для жителей Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Цель статьи - анализ ситуации в сфере российского волонтерства, объект исследования – российские волонтеры, методы исследования - статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция.
Полученные результаты. В процессе исследования использованы Федеральный закон о благотворительной деятельности и добровольчестве, волонтерстве, Концепция развития добровольчества, волонтерства. Показаны цели социального волонтерства, участники волонтерской деятельности - добровольцы, волонтеры, организаторы, организации. объединения волонтерских организаций, ресурсные центры волонтерства, система IT-сервисов - платформа «Добро. РФ», формы поддержки участников волонтерской деятельности органами государственной власти и местного самоуправления. Особо необходимо в качестве результата отметить рассмотрение деятельности Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», столичного ресурсного центра «Мосволонтер», целей, направлений работы, реализации программ, номинаций международной премии # МЫВМЕСТЕ Ассоциации волонтерских центров.
Основной вывод состоит в том, что волонтерство получило особое значение. Для его дальнейшего развития необходимы государственная поддержка, усиление внимания волонтерскому движению, вовлечение людей в волонтерскую деятельность не только при проведении массовых мероприятий, но и в повседневной жизни.
Обзор литературы дает основание утверждать о наличии публикаций, в которых анализируются основные проблемы волонтерской деятельности. Среди них можно назвать развитие волонтерского движения в России, социальное служение волонтера, занятость волонтеров, волонтеры Победы, корпоративное волонтерство, событийное волонтерство как технология вовлечения горожан в системную волонтерскую деятельность, социокультурное и профессиональное проектирование в волонтерской деятельности, волонтеры в сфере культуры, библиотеке, медиаволонтеры, социально-психологические условия вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций, формирование готовности волонтеров к педагогическому взаимодействию с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, волонтерское движение в вузе, воспитание социальной ответственности студентов колледжа в волонтерской деятельности, организация волонтерского отряда в школе, организация волонтерской деятельности в системе инклюзивного образования.
Два основных фактора определяют актуальность темы исследования. Первый фактор - увеличение количества людей, занимающихся физической культурой и спортом. Основными задачами национальных целей к 2030 году определены снижение суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте на основе формирования здорового образа жизни, создания условий для своевременной профилактики заболеваний и привлечения граждан к систематическим занятиям спортом; повышение уровня удовлетворённости граждан условиями для занятий физической культурой и спортом [1]. Второй фактор - российские спортсмены не допускаются международными спортивными организациями до участия в международных спортивных соревнованиях.
Цель статьи состоит в анализе деятельности субъектов физической культуры и спорта в современном российском обществе. Объектом исследования являются субъекты физической культуры и спорта, методами исследования - статистический метод, сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция.
Полученные результаты. В процессе исследования использованы федеральные законы о физической культуре и спорте, федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, проект Доклада об итогах деятельности Министерства спорта Российской Федерации в 2023 году и задачах на 2024 год. Показаны субъекты физической культуры и спорта - физкультурно-спортивные организации, спортивные федерации, Олимпийский, Паралимпийский, Сурдлимпийский комитеты, Специальная олимпиада России, федеральный и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, спортивные агенты, Российский студенческий спортивный союз, центры раннего физического развития детей, образовательные и научные организации, люди, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы, спортивные команды, зрители, спортивные судьи, тренеры, специалисты в области физической культуры и спорта. Показана деятельность субъектов физической культуры и спорта по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий, международных физкультурные мероприятий, спортивной подготовке, подготовке кадров, проведении научно-исследовательских работ, рассмотрено финансовое обеспечение физической культуры и спорта.
Основной вывод заключается в том, что в существующих условиях не допуска российских спортсменов международными спортивными организациями до участия в международных спортивных соревнованиях необходимо проводить более активную работу с международными спортивными организациями о снятии таких ограничений, продолжать развивать в нашей стране физическую культуру, массовый спорт и спорт высших достижений. В обзоре отечественной литературы необходимо отметить, что в огромном количестве опубликованных работ по проблемам физической культуры и спорта весьма сложно ориентироваться. Имеется много публикаций по различным видам спорта, развитию физической культуры и спорта в регионах, о выдающихся спортсменах. Тем не менее, целесообразно выделить работы по таким проблемам, как социально-экономические аспекты развития спортивной сферы, физическая культура и спорт в современном обществе, социальная значимость спорта, теория и практика спортивной подготовки. Существуют публикации по массовому спорту и спорту высших достижений - стратегия развития инфраструктуры массового спорта на федеральном уровне, направления развития массового спорта как элемента перехода к здоровому образу жизни, массовый спорт как фактор социально-экономической безопасности и повышения эффективности человеческих ресурсов, управление проектам массовом спорте, спорт высших достижений как инструмент политики формирования позитивного имиджа государства, роль спорта высших достижений в формировании национально-государственной идентичности.
Тема исследования актуальна поскольку государство уделяет значительное внимание социальной защите инвалидов, ветеранов, людей, которые подверглись радиационному воздействию в результате радиационных катастроф. Цель статьи - рассмотрение социальной защиты граждан, подвергнувшихся радиационному воздействию. В качестве объектов исследования выбраны инвалиды, ветераны, люди, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Методами исследования являются статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция.
Полученные результаты отражают использование основных положений закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральных законов о социальной защите инвалидов, о ветеранах, социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, доклада об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2023 году и задачах на 2024 год.
Использованы официальные данные статистики. Рассмотрены меры социальной защиты инвалидов, реабилитация, абилитация, сопровождаемое проживание, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов, социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, труда.
Показаны меры социальной поддержки людей, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Основной вывод предполагает необходимость дальнейшего развития системы социальной защиты инвалидов, ветеранов, людей, подвергшихся воздействию радиации, увеличения размеров денежных выплат.
Обзор литературы дает основание для утверждения о наличии таких опубликованных работ, как организация и содержание работы по социальной защите инвалидов, пути совершенствования системы социальной защиты инвалидов, стратегия формирования системы социальной защиты инвалидов в контексте социально-экономического и демографического профиля региона, развитие института медико-социальной экспертизы и социальной защиты инвалидов, социальная защита инвалидов боевых действий, медико-социальные аспекты заболеваемости, инвалидности и реабилитации инвалидов, профессиональная реабилитация и трудоустройство инвалидов боевых действий и военной службы, социальная защита инвалидов как фактор повышения эффективности социального менеджмента, социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, правовой статус защитников Отечества-ветеранов боевых действий, ресоциализация ветеранов специальной военной операции, вернувшихся на рабочие места, социальная поддержка пострадавших от радиации.