Публикации автора

Историческое просвещение в системе общего образования: научные основы и образовательная практика (2025)

Статья посвящена изучению социально-педагогического феномена «историческое просвещение», анализу сложившейся практики реализации исторического просвещения в системе общего образования. Проведён терминологический анализ, позволивший проследить эволюцию значения и употребления понятия «историческое просвещение», уточнить его признаки и свойства. Предложено авторское определение исторического просвещения, раскрывающее его педагогическую сущность и смысловое значение. Историческое просвещение в России представлено как специально организованный педагогический процесс, направленный на создание условий для повышения уровня исторической памяти и сохранения традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Представлены результаты предпринятого исследования с целью изучения актуального состояния региональной практики реализации исторического просвещения исторической грамотности личности, которая рассматривается как основа для формирования общероссийской гражданской идентичности, коллективной в общеобразовательных организациях. Достоверность полученных результатов подтверждена избранной методологией исследования, выстроенной на основе применения системного, деятельностного и социокультурного подходов. Предложены рекомендации по организации педагогической деятельности в области исторического просвещения обучающихся общеобразовательной школы.

Издание: ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ
Выпуск: № 1 (82) (2025)
Автор(ы): Дятлова Елена Николаевна
Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗНАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА) (2024)

Статья посвящена изучению дидактических основ организации закрепления знаний учащимися общеобразовательной школы с целью их усвоения. Представлены современные психолого-педагогические подходы к рассмотрению сущности процессов запоминания и закрепления знаний, описаны традиционные и инновационные приемы и методы закрепления учебного материала. Изложено описание опытно-экспериментальной работы, направленной на поиск путей совершенствования процесса закрепления знаний на уроках предметов социально-гуманитарного цикла. Экспериментальное изучение нацеливалось на установление эффективности приемов и методов закрепления, обусловливающих качество усвоения социально-гуманитарных знаний. Описан ход проведения опытно-экспериментальной работы, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Показаны исходные и итоговые результаты ее проведения на основании установленных критериев и уровней определения качества закрепления социально-гуманитарных знаний. Представлены полученные результаты, отражающие динамику повышения качества закрепления знаний как достигнутый результат применения приемов и методов закрепления продуктивного характера.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Дятлова Елена Николаевна
Сохранить в закладках