В рецензируемой книге впервые публикуются на русском языке переводы монографии и статей классика русско-скандинавских исследований – Адольфа Стендер-Петерсена, где в комплексе исследуются проблемы историко-культурного взаимодействия Византии, Руси и Скандинавии в IX–XI вв. Этимологии обозначений скандинавов в древнерусских памятниках рассматриваются в широком историко-культурном контексте с учетом эволюции их значений. Рецензент предлагает свою версию происхождения монастыря Рос(ов) на Афоне в свете анализируемой проблематики
2 сентября 2021 г. ушел из жизни Борис Львович Фонкич - выдающийся специалист по греческой палеографии и кодикологии, автор многочисленных открытий в области изучения византийской и поствизантийской рукописной книги, идентификатор таких дуктов и местных видов письма, как иерусалимский и южноитальянский, исследователь индивидуальных почерков греческих книжников, пионер выявления на основе рукописного материала начала и эволюции греческого книгописания в России, исследователь отечественных и зарубежных собраний греческих рукописей, их собирателей и исследователей и т. д.
В статье представлен обзор содержания новейших защищенных диссертаций по византиноведению. Защиты проходили в конце 2024 – начале 2025 гг. в диссоветах Белгорода и Москвы. Работы получили высокие оценки экспертов, оппонентов и других специалистов.
Обзор источников включает характеристику таких литературных памятников, как тексты Священного Писания Септуагинты, проповеди, религиозные гимны и агиографии. Документальные свидетельства представлены Notitia episcopatuum, Синодальными актами, канонами и решениями, типиками монастырей, сведениями о церквях, монастырях и женских монастырях на христианском Востоке. В христианской Византии Иерусалим стал главной целью паломничества верующих. Немало обителей было воздвигнуто грузинскими монахами - жителями Палестины. По соседству с Палестиной монастырское строительство активно шло в византийской Сирии, а также в зоне древнейших монастырских образований - в Египте. Таким образом, перед нами предстает картина активного монастырского строительства в Святой Земле, засвидетельствованная как в документах, так и в упоминаниях Уставов, в описаниях паломников и путешественников. Далеко не все обители существовали продолжительное время, будучи объектом разорительных нападений бедуинов, мусульман, крестоносцев, но многие из них нередко восстанавливались из пепла и продолжили служение до наших дней. Византийская географическая литература выходит за рамки чисто литературных заимствований из античного наследия и сферы теоретико-математических и астрономических трактатов, уходя в практику реальных путешествий и паломничеств. Хотя значение последних оставалось важным во все периоды византийской литературы - от «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова до этногеографических экскурсов «Истории» Никифора Григоры.