Предметом исследования в данной публикации впервые стали основные функции древнерусских служителей языческого культа и структура древнерусской жреческой системы. Опираясь на отечественные письменные источники XI-XIII вв. и данные археологии, автор последовательно определил функции профессиональных служителей языческого культа, а также смог проанализировать место и роль основных жреческих кланов в религиозной системе наших предков дохристианской эпохи. Для решения исследовательских задач применялся историко-аналитический метод исследования. Автор пришел к выводу о том, что у восточных славян в дохристианскую эпоху доминировали несколько наиболее авторитетных групп служителей языческого культа: волхвы – жрецы бога Велеса, регламентировавшие погребальные и поминальные обряды, чародеи, чьей специализацией было обеспечение надлежащих природных условий (в первую очередь регулирование осадков), а также кудесники - жрецы и шаманы балтийских и финно-угорских племен.
На основе анализа материалов археологических исследований мерянских языческих святилищ и могильников IX — начала XI вв., а также текста «Жития Авраамия Ростовского» и народного предания «Сказание о построении града Ярославля» проведена историческая реконструкция языческих верований и культов финно-угорского племени меря, населявшего ростовские, ярославские, суздальские и костромские земли в IX — начале XI вв. В исследовании также проведён анализ мерянских традиционных представлений о загробном мире.