Предметом исследования в данной публикации впервые стали основные функции древнерусских служителей языческого культа и структура древнерусской жреческой системы. Опираясь на отечественные письменные источники XI-XIII вв. и данные археологии, автор последовательно определил функции профессиональных служителей языческого культа, а также смог проанализировать место и роль основных жреческих кланов в религиозной системе наших предков дохристианской эпохи. Для решения исследовательских задач применялся историко-аналитический метод исследования. Автор пришел к выводу о том, что у восточных славян в дохристианскую эпоху доминировали несколько наиболее авторитетных групп служителей языческого культа: волхвы – жрецы бога Велеса, регламентировавшие погребальные и поминальные обряды, чародеи, чьей специализацией было обеспечение надлежащих природных условий (в первую очередь регулирование осадков), а также кудесники - жрецы и шаманы балтийских и финно-угорских племен.
Идентификаторы и классификаторы
В системе восточнославянского народного мировоззрения в середине первого тыс. н. э. возникло одно важное звено, якобы служившее переходным звеном между реальным миром людей и сакральным миром покойников и богов. Это были профессиональные служители языческого культа.
Список литературы
1. Адам Бременский 1989 — Адам Бременский. Хроники архиепископов Гамбургской церкви // Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия: IX – первая половина XII вв. М.; Л.: Наука, 1989.
2. Аничков 1914 — Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб.: Типография Глазунова. 1914.
3. Афанасьев 1865 — Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. Т. 1. М.: Изд-во Императорской академии наук, 1865.
4. Беляшевский 1894 — Беляшевский Н.Ф. Случайные находки на Княжей горе в 1893 г. Киев: Типография Г.Т. Корчак-Новицкого, 1894.
5. Бодянський 1967 — Бодянський А.В. Результати розкопок Черняхівського могильника в Надпорож’ї // Археологічні дослідження на Україні у 1967 р. Киев: Наукова думка, 1968. Вип. 2.
6. Брайчевский 1989 — Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев: Наукова думка, 1989.
7. Грушевський 1991 — Грушевський М.С. Історія України-Руси. Т. 1. Київ: Наукова думка, 1991.
8. Древнерусские княжеские уставы 1976 — Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / под ред. Я.Н. Щапова. М.: Наука, 1976.
9. Даль 2003 — Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: ЭКСМО, 2003.
10. Домострой 1902 — Домострой Сильвестровского извода / под ред. А.Н. Чудинова. СПб.: Типография Глазунова, 1902.
11. Дубов 1990 — Дубов И.В. Спорные вопросы этнической истории Северо-Восточной Руси IXXIII веков // Вопросы истории. 1990. № 5.
12. Житие Авраамия Ростовского 1855 — Житие преподобного отца нашего Авраамия архимандрита Ростовского // Жития святых. В ХІІ книгах. Кн. 2. Киев: Изд-во Киево-Печерской Лавры,
1855.
13. Забелин 1876 — Забелин И. История русской жизни с древнейших времен. Ч. I. М.: Университетская типография, 1876.
14. Ибн-Фадлан 1870 — Ибн-Фадлан. Записки путешественника // Сказания мусульманских писателей о славянах и русских с половины VII до конца X в. Собрание, перевод и объяснения А.Я. Гаркави. СПб.: Типография И. Глазунова, 1870.
15. Иванов, Топоров 1861 — Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974.
16. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков 1861 — Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков под ред. А. Буслаева. М.: Изд-во И. Глазунова, 1861.
17. Києво-Печерський патерик 1991 — Києво-Печерський патерик під ред. Д.І. Абрамовича. – Київ: Час, 1991 (Репрентне відтворення 1931 р.)
18. Климов 2008 — Климов Е.В. К вопросу о социальном и политическом статусе жреческого сословия Древней Руси // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. №34 (135).
19. Ключевский 1987 — Ключевский В.О. Курс русской истории. В IX т. Т. 1. М.: Мысль, 1987.
20. Козлов 2018 — Козлов М.Н. Иерархия служителей языческого культа у восточных славян раннего средневековья // Исторический журнал: научные исследования. 2018. № 3.
21. Лебедев 1877 — Лебедев А.Н. Храмы Власьевского прихода в Ярославле. Ярославль. Изд-во Ярославской епархии Русской Православной церкви, 1877.
22. Макарий 1994 — Макарий (архиепископ Харьковский). История русской церкви. Т. 2. СПб.: Изд-во Императорской академии наук, 1994.
23. Мугуревич 1965 — Мугуревич Э.С. Восточная Латвия и соседние земли в X-XIII вв. Рига: Наука, 1965.
24. Памятники литературы Древней Руси: XII в. 1980 — Памятники литературы Древней Руси: XII в. М.: Художественная литература, 1980.
25. Памятники литературы древней Руси: XIII в. 1981 — Памятники литературы древней Руси: XIII в. М.: Художественная литература, 1981.
26. Памятники литературы древней Руси: конец XV – пер. пол. XVI ст. 1981 — Памятники литературы древней Руси: конец XV – пер. пол. XVI ст. М.: Художественная литература, 1981.
27. Петухов 1888 — Петухов Е. Серапион Владимирский. Русский проповедник XIII века. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1888.
28. Попов 1981 — Попов А.И. Следы времен минувших. Ленинград: Наука, 1981.
29. Прокопий из Кессарии 1996 — Прокопий из Кессарии. Война с готами. О постройках. Пер. С.П. Кондратьева. М.: Аркос, 1996.
30. Повесть временных лет 1950 — Повесть временных лет. Под ред. и с пред. В.П. Адриановой- Перетц. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
31. Покровский 1867 — Покровский М.Н. Русская история. Т. 3. СПб.: Типография С. Пономарева, 1867.
32. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов 1950 — ПСРЛ. Т. 3: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.: Изд-во Академии наук СССР. 1950.
33. Густынская летопись 2003 —ПСРЛ. Т. 40: Густынская летопись. СПб.: Изд-во Института русской литературы Пушкинский дом РАН, 2003.
34. Ресдаль 1986 — Ресдаль Эльза. Язычество, христианство и международные связи / Эльза Ресдаль // Славяне и скандинавы. М.: Прогресс, 1986.
35. Рыбаков 1986 — Рыбаков Б.А. Культура средневекового Новгорода // Славяне и скандинавы. М.: Прогресс, 1986.
36. Рыбаков 1987 — Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1987.
37. Сахаров 1989 — Сахаров И.П. Сказания русского народа. М.: Наука, 1989.
38. Седов 1982 — Седов В.В. Восточные славяне в VI—III вв. М.: Наука, 1982.
39. Славянская Кормчая книга XIII ст. 1883 — Славянская Кормчая книга XIII ст. // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. 2. Кн. 4.
40. Соловьев 1988 — Соловьев С.М. История России с древнейших времен в восемнадцати книгах. Книга 1. Т. 1–2. М.: Мысль, 1988.
41. Срезневский 1863 — Срезневский И.И. Памятники древнерусского письма и языка. СПб., 1863.
42. Татищев 2003 — Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М.: АСТ, 2003.
43. Травкин — 2008 Травкин П.Н. Язычество древнерусской провинции. Малый город. Иваново: Merja press, Мысль, 2008.
44. Фасмер Т.1. 1964 — Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. Т.1. М.: Прогресс, 1964.
45. Фасмер Т.2. 1971 — Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. Т.2. М.: Прогресс, 1971.
46. Фасмер Т.4. 1972 — Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. М.: Прогресс, 1972.
47. Чернецов 1991 —Чернецов А.В. К изучению эволюции архиерейского посоха и его символики // Советская археология. № 3. 1991.
48. Narbutt 1835 — Narbutt T. Dzyefe staroytne narodu litewskiego. T. 1. Wilno, 1835.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В рецензии рассматривается сборник документов «Вынужденный альянс», который включает в себя телеграммы служебной переписки посланника Латвийской Республики в СССР Ф. Коциньша и министра иностранных дел Латвии В. Мунтерса в 1939 – 1940 гг., а также дополнительные справочно-исторические материалы. Сопоставляя телеграммы (содержащие, в частности, итоги регулярных переговоров посланников «Балтийской Антанты» в Москве) и с содержанием международных соглашений СССР с Прибалтийскими государствами и их позицией в отношении актуальных военных противников того времени, автор рецензии развенчивает некоторые исторические мифы.
Статья посвящена рассмотрению системы военных наград и наградной практики применительно к военнослужащим всех рангов, сложившейся во Франции к началу Первой Мировой войны. Особенности наградной практики анализируются на основе приведенных в статье количественных данных. Прослеживается связь между изменением характера ведения «большой войны » и определенными тенденциями в развитии наградных систем втянутых в неё стран. Проводится сравнение системы французских военных наград с соответствующими системами ряда других европейских государств по состоянию на момент начала Первой Мировой войны. Обозначаются проблемы, связанные с необходимостью награждения отличившихся солдат и офицеров, которые встали перед французским государством и военным командованием с началом мировой войны. Делается итоговый вывод о неадаптированности французской наградной системы к новым условиям ведения войны и о неизбежности оперативного внесения в нее радикальных изменений.
В статье автор исследует один из самых спорных моментов Курской битвы, а именно ситуацию с численностью и потерями танков и штурмовых орудий SS-Panzergrenadier-Division «LSSAH» в бою под Прохоровкой 12 июля 1943 года.
В статье рассматривается вопрос о бытовании у части представителей ассирийской диаспоры городов востока Подмосковья и западной части Владимирской области промысла, связанного с изготовлением и реализацией кондитерских изделий. На территории рассматриваемого региона кондитерским промыслом занимались преимущественно представители ассирийской локальной группы (племени) шапатная.
Автор с 1992 г. занимается изучением истории и культуры ассирийской диаспоры Центральной России. Статья основана преимущественно на полевых этнографических материалах, собранных автором.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда фундаментальных исследований в рамках выполнения проекта по теме «Образы «своего «, «другого» и «чуждого» в контексте традиции веротерпимости в белорусско-литовских губерниях, центральной и северной России: сравнительный исторический и философско-религиоведческий анализ (конец XIX – начало ХХ в.)» на 2020–2022 гг., проект № Г20Р-211.
В статье анализируются различные аспекты взаимоотношений крупнейших конфессиональных групп белорусских губерний Российской империи (православных и католиков) в начале ХХ в. в контексте реализации моделей самоидентификации «свой – чуждый». Особое внимание уделено характеристике деятельности католических священнослужителей и сочувствующих им фанатично настроенных прихожан по разжиганию межконфессиональной враждебности (оскорбления в адрес православных, препятствование обучению детей католиков в школах, ложное толкование Указа «Об укреплении начал веротерпимости» и Манифеста 17 октября 1905 г.). Подробно описан наиболее резонансный конфликт между католиками и православными в начале ХХ в. – эпизод в местечке Зельва Волковысского уезда Гродненской губернии. Основу источниковой базы статьи составили документы Национального исторического архива Беларуси и Национального исторического архива Беларуси в г. Гродно, материалы «Епархиальных ведомостей».
В статье рассматривается использование этно-религиозного, цивилизационного фактора в локальных войнах современности на примере вооружённых конфликтов в Югославии. Выявляется участие США, стран Запада и Среднего Востока в процессе десуверенизации Югославии и бывших её республик. Автор анализирует ошибки в национальном вопросе, допущенные властями Югославии, прежде всего Й. Б. Тито, при создании СФРЮ, которые впоследствии превратились в линии цивилизационного разлома страны. Автор рассматривает систему локальных конфликтов в Югославии как геополитическую лабораторию США для разработки и применения технологий цветных революций и тактики гибридного воздействия на «страны- изгои», к которым в любой момент могла быть отнесена и постсоветская Россия. На примере Югославии выявляется общая стратегия локальных войн в глобальном масштабе, направленная на «демонтаж» всей славяно-православной цивилизации.
В статье анализируются тенденции в сфере противодействия вооружённым конфликтам, угрожавшим безопасности Российской Федерации в период становления в ней раннелиберальной государственности. Автор вскрывает тенденции и характеристики, общие для локальных вооружённых конфликтов 1991—1998 гг. Наиболее значимые результаты статьи состоят в выявлении основных периметров (колец) безопасности Российской Федерации и основных этапов развития политического и военного участия страны в локальных конфликтах в изучаемый период. Так же обосновывается положение о том, что в отмеченное время в российском политическом классе имелось минимум два подхода к проблемам участия Российской Федерации в локальных конфликтах, существенно отличавшихся один от другого. Согласно первому, за основу решения локальных конфликтов следовало брать примат общечеловеческих ценностей, согласно второму — основной задачей являлась защита своих граждан, их интересов и безопасности. Исходя из этого, автор приходит к выводу, что результаты политики, проводимой руководством Российской Федерации в 1991—1998 гг. горячих точках, отличались противоречивостью и не соответствовали ожиданиям, которые имелись у российского общества. Кроме того, автор делает важное теоретическое обобщение, согласно которому в изучаемый период происходят существенные изменения в практике ведения войн и военной теории, поскольку в мире возникают организационные, теоретические, идеологические и другие предпосылки к переходу от классических локальных войн прошлого к современным неклассическим, которые иногда называют ещё гибридными.
В данной статье авторы рассматривают один из самых сложных вопросов, который является актуальным в настоящее время: исторически сложившиеся взаимоотношения мусульман и коптов в Египте. Кроме того, значительная часть коптских христиан проживает в других африканских странах, в Европе и США. Чтобы правильно выстраивать отношения с представителями стран арабского мира, необходимо иметь максимально четкое представление об их исторической и этнической идентичности. Авторы статьи отмечают важность взаимного влияния на политические, экономические, социальные, культурные отношения между Западом и арабским Востоком. В статье затрагиваются сложные отношения между египетскими коптами и египетскими мусульманами. По всему миру продолжаются ожесточенные споры, являются ли египтяне арабами, и никто не может ответить ни положительно, ни отрицательно на данный вопрос. Арабский национализм серьезно повлиял на египетскую нацию. Проблемы между египетскими мусульманами и коптами остаются открытыми и нерешенными. Авторы статьи дают анализ этим проблемам, отмечая, что их корни следует искать в изучении истории Египта с древнейших времен до новейшего времени.
Издательство
- Издательство
- МОО ИС
- Регион
- Россия, Брянск
- Почтовый адрес
- 241524, Брянская обл, Брянский р-н, поселок Мичуринский, ул Депутатская, д 6
- Юр. адрес
- 241524, Брянская обл, Брянский р-н, поселок Мичуринский, ул Депутатская, д 6
- ФИО
- Ахременко Денис Анатольевич (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______