Публикации автора

СЕЛФ-ТРЕКИНГ В УСЛОВИЯХ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)

Статья базируется на результатах социологического исследования студенческой молодежи в городе-миллионере и раскрывает специфику социологического исследования селф-трекинга, связанную прежде всего с изучением отношений между врачом, рекомендующим селф-трекинг, и пациентом, использующим его, а также с компаративным анализом различных социальных групп, являющихся потребителем данной технологии. Статья посвящена особенностям самомониторинга молодежи с помощью цифровых устройств, которые раскрываются на основе эмпирического исследования, проведенного авторами в 2023 г. среди студентов вузов г. Перми. В качестве методологии исследования выбрана теория мобильности Дж. Урри. Одной из задач исследования был поиск ответа на вопрос: является ли селф-трекинг для молодого поколения средством диагностики состояния своего здоровья («селф-трекинг для себя»), или потребление трекинг-гаджетов в современных условиях становится показателем определенного социального статуса («селф-трекинг для других»)? Авторы склоняются к первому тезису. В результате исследования была сконструирована собственная типология студентов по селф-трекингу: «зависимые», «независимые», «самодостаточные» и «умеренные», выявлена распространенность представленных типов. Доминирующим становится достаточно благоприятный тип «независимые», характеризующийся отсутствием болезненной привязанности к трекинг-гаджетам и не нацеленный на публичное представление в социальных сетях своих зафиксированных данных. Согласно результатам исследования, на регулярность отслеживания состояния своего здоровья влияет характер перемещений студентов по городу. Были выявлены наиболее распространенные устройства для трекинга среди городской молодежи. Из широкого перечня таких устройств студентам известны в основном фитнес-браслеты, смарт-часы, что также отражает повышенный интерес к характеру мобильности молодежи.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Рыбьякова Анастасия Владимировна, Селеткова Гюзель Ильясовна, Лазукова Евгения Андреевна, Тулиева Карина Владимировна
Сохранить в закладках
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ БОЛЬШИХ ЯЗЫКОВЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ АНАЛИЗА СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ (2025)

Рассматривается возможность применения больших языковых моделей для анализа социометрических данных. Авторы обсуждают теоретические основы социометрии, ее связь с сетевым подходом и традиционными методами анализа, а также потенциал больших языковых моделей в обработке и интерпретации социометрических данных. Исследование включает в себя апробацию больших языковых моделей на примере небольшого набора данных, демонстрируя высокую точность и скорость обработки, улучшенную интерпретацию результатов и способность формулировать качественные гипотезы. Полученные результаты свидетельствуют о значительных преимуществах использования больших языковых моделей, таких как эффективная обработка данных, улучшенная интерпретация, комплексный анализ и адаптивность к различным форматам данных. Анализ социальных связей выявил наличие центральных и периферийных групп, а также важность «мостов» между ними. Большие языковые модели также способствуют более точному выявлению лидеров и аутсайдеров, улучшая понимание групповой динамики и взаимодействий. Авторы делают вывод о том, что внедрение больших языковых моделей значительно расширяет аналитические возможности социометрии, открывая новые перспективы для развития количественных методов анализа межличностных отношений в социологии. Кроме того, использование больших языковых моделей позволяет улучшить прогнозирование изменений в социальных сетях и выявление скрытых паттернов, что важно для понимания эволюции социальных групп. Тем не менее подчеркивается необходимость валидации результатов и учета этических соображений при использовании искусственного интеллекта в анализе социальных отношений. Приведены примеры успешного применения больших языковых моделей. Показаны перспективы дальнейших исследований в данной области, а также интеграция с другими методами анализа социальных сетей и данных.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Ашихмин Евгений Георгиевич, Левченко Валерий Витальевич, Селеткова Гюзель Ильясовна
Сохранить в закладках
ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ПЕРМИ К СЕРВИСНЫМ РОБОТАМ (2023)

Эффективность внедрения роботов в разных сферах общества зависит не только от технических характеристик самого робота, но и от того, как разные социальные группы относятся к ним и насколько готовы с ними взаимодействовать. Социальные установки по отношению к роботам, в свою очередь, зависят от социокультурных и социоструктурных факторов. В рамках социологии техники и акторно-сетевой теории рассматривается социальное значение технических устройств, процессы социальной адаптации и коммуникации с ними, при этом эмпирических исследований в сфере человеко-машинного взаимодействия (HRI) именно на российском материале ещё недостаточно. В статье представлены результаты исследования, в ходе которого рассматривается восприятие роботов реальными и потенциальными пользователями в двух аспектах: на уровне базовых социальных установок по отношению к новым технологиям и роботам (социальная приемлемость) и на уровне оценки взаимодействия с роботом в конкретной ситуации (практическая приемлемость). Эмпирической базой работы служит опрос клиентов многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Перми, которые получали услуги либо у сервисного антропоморфного робота Promobot V.4, либо у сотрудника центра. На основе кластерного анализа выделены три типа (кластера) отношения к инновациям и роботам на уровне базовых социальных установок: робоскептики, робофобы, робофилы. Рассмотрены социальные характеристики выделенных типов. Предложена оригинальная методика измерения удовлетворённости фактическим взаимодействием с сервисным роботом в конкретной ситуации по различным параметрам (оценка удобства получения услуги, качество общения, личная активность, готовность рекомендовать получение услуги у робота и др.). В ходе исследования подтверждается гипотеза о взаимосвязи между типом отношения к инновациям и роботам и удовлетворённостью фактическим взаимодействием с роботом в конкретной ситуации. Наиболее низкие показатели удовлетворённости взаимодействием с сервисным роботом и стремление избежать этого взаимодействия наблюдаются у робофобов, к которым чаще относятся лица старшей возрастной группы (55 лет и старше). Результаты исследования позволяют определить перспективы внедрения сервисных роботов в общественном пространстве крупного российского города на основе понимания социальных установок пользователей.

Издание: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Выпуск: Том 11 № 3 (2023)
Автор(ы): Селеткова Гюзель Ильясовна, Бурова Ольга Аркадьевна, Ганина Оьга Александровна, Середкина Елена Владимировна
Сохранить в закладках