Публикации автора

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОСТИ БИБЛЕЙСКОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КНИГИ «ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ») (2025)

В статье рассматриваются средства реализации текстовой связности, а также описываются интенциональные нарушения содержательно-смысловых связей в англоязычном библейском тексте. В рамках единства библейской традиции и современных лингвистических теорий определяется принадлежность текста книги “Деяния Святых Апостолов” к нарративному жанру. Данная характеристика произведения дает возможность проанализировать его текстовую структуру в аспекте диктемной теории М. Я. Блоха, согласно которой объединение отдельных предложений в целый текст происходит за счет тематизирующей функции диктемы - элементарной единицы текста. В ходе анализа библейского текста устанавливается, что диктемные связи могут перебиваться за счет смысловых разрывов, нарушений грамматической сочетаемости на уровне слова и предложения, переключения кода, многоголосия в тексте. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что многочисленные содержательно-смысловые разрывы в библейском тексте усиливают его информационный потенциал, активизируя когнитивные способности читателей и побуждая их к активному сотворчеству.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Корзова Елена Николаевна
Сохранить в закладках
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА УРОВНЕ ТЕКСТОВЫХ СТРУКТУР (2024)

В статье рассматривается функционирование вводных конструкций в структуре англоязычного художественного текста. Актуальность темы обусловлена малой изученностью особенностей использования вводных конструкций в структуре англоязычного текста в аспекте современных лингвистических теорий. В данной работе категория «вводноcть» описывается через призму диктемной теории текста М. Я. Блоха. В ходе исследования обнаруживается, что вводность подразделяется на подсистему интродукторов как конструкций, вводящих содержание диктемы с выражением модально-оценочного значения, и подсистему девиатов как конструкций, конкретизирующих основное содержание диктемы. Результатом исследования является доказательство способности вводных конструкций выступать в роли строевых элементов диктемы, выполняющих структурно-организующую и ситуативно-смысловую функции. Исследование позволяет сделать вывод, что конвергенция вводных конструкций разного типа в составе диктемы превращает их в важное средство реализации текстовой связности.

Издание: ИЗВЕСТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА
Выпуск: № 212 (2024)
Автор(ы): Корзова Елена Николаевна, Сыресина Ирина Олеговна, Гольдман Анна Владимировна
Сохранить в закладках