Цель исследования. В статье рассматриваются социокультурные девиации как фактор дезинтеграции российской молодежи в сфере гражданско-политических отношений. Отмечается, что в условиях переходного общества дисфункциональность социальных институтов сопровождается складывающимися социальными ограничениями для самореализации молодежи. Вследствие этого в молодежной среде усиливаются процессы переосмысления отношения к сфере гражданско-политических отношений. Социокультурные девиации в изменяющейся реальности представлены в форме смысловых отклонений, которые отражают отношение субъекта к сфере гражданско-политических отношений, построенное на принципах дезинтеграции. Выводы. В ходе проведенного социологического исследования и структурно-таксономического моделирования в социокультурном пространстве молодежи обнаружена девиация, которая объединяет узкопрагматичные и циничные принципы взаимодействия молодых людей с государством и с окружающими людьми. В ядре этой социокультурной девиации располагаются смыслы, допускающие практики нарушения закона и рассмотрения государства исключительно как «кормушки». На периферийных слоях девиации расположились смыслы, допускающие применения физической силы по отношению к оппонентам, использования коррупционных схем во взаимодействии с государством и оправдывающие горделивое превосходство над людьми, не добившихся успехов в жизни. Авторы делают выводы о необходимости применения системно-деятельностного подхода в процессе регулирования жизнедеятельности молодежи в сфере гражданско-политических отношений.
В смысловом пространстве молодёжи переосмысление отношения к сфере межличностных взаимодействий сопровождается складыванием образцов, ориентирующих молодых людей на разобщение, дезинтеграцию и самоутверждение на фоне собеседника. С точки зрения нормативного подхода данные отклонения следует рассматривать как противостоящие базовым смысловым основаниям норм социальных взаимодействий между молодыми людьми. Социокультурные девиации в социальной реальности представлены в форме смысловых характеристик целей и принципов жизнедеятельности, которые маркируются представителями общности как отклоняющиеся, поскольку не соответствуют базовым, коллективным интерпретациям нормального, допустимого и общепринятого в культуре конкретной общности. В статье природа социокультурных девиаций молодёжи рассматривается в контексте их отклонения от исходных смыслов, которые закладывались в понимание образцов социальных взаимодействий в рамках доминирующей культуры. Ориентации на социокультурные девиации представляется как следствие усиления процессов инструментализации и рационализации молодёжи в сфере межличностных взаимодействий. Приводятся результаты всероссийского исследования, проведённого Центром социологии молодёжи ИСПИ ФНИСЦ РАН в 2021 году. Анализируются взаимосвязи между признаком доверия/недоверия к собеседнику и смысловыми отклонениями в молодёжной среде, что позволяет исследовать смысловую направленность саморегуляции девиаций молодёжи в сфере межличностных взаимодействий. Применение метода структурно-таксономического моделирования позволило изучить особенности саморегуляции социокультурных девиаций молодёжи в её социальной реальности. Используемые алгоритмы автоматически выделили наиболее близкие друг к другу элементы по достаточно большому числу характеристик и сгруппировали эти элементы в естественные смысловые единства. Соответствующие элементам смыслы распределяются не хаотично, а выстраиваются в определённую иерархию, в соответствии со значениями выбранной меры близости. Так были изучены смысловые отклонения, которые сконцентрированы в ядре смыслового единства и на его периферии.