В условиях расширения демократических подходов в управлении и укрепления правового государства возрастает роль гражданского участия в решении общественных задач. Важным ресурсом для диалога власти и общества являются институты общественного контроля, предоставляющие гражданам возможность непосредственно влиять на решение местных вопросов, предлагать меры по решению текущих социальных проблем. Необходимость вовлечения населения в деятельность муниципальных общественных палат обоснована в результате анализа исследований по различным аспектам работы данных институтов. В статье дается оценка правовому регулированию функционирования общественных палат на региональном уровне. На примере Свердловской области доказывается, что в нормативном плане общественные палаты могут обеспечить согласование интересов различных сторон при решении вопросов экономического и социального развития территории, созданы условия для вовлечения граждан и некоммерческих организаций в различные формы участия. В организационном плане привлечение к диалогу населения возможно при определенном уровне информационной открытости данных институтов на местах. Потенциал такого участия рассмотрен исходя из доступности для населения информации о функционировании местных общественных палат. По материалам контент-анализа 73 официальных сайтов администраций муниципальных образований Свердловской области, где размещены материалы о деятельности муниципальных общественных палат, показана общая картина ограниченной информативности размещенных сведений. Исследование продемонстрировало доминирование формального (отчетного) подхода к информационной работе, новостной дефицит, обусловленный не столько общественной повесткой, сколько ограниченными ресурсами и компетенциями общественников. Гражданам в большинстве случаев недоступна в должном объеме информация о планируемых и прошедших мероприятиях общественных палат. Не всегда публично представлены и положения, регламентирующие их деятельность. Ограничена информация о заседаниях, обсуждаемых на повестке дня вопросах и принятых решениях.
Статья посвящена изучению опыта молодых россиян в медиаволонтёрстве, выявлению потенциала данного вида просоциальной активности и определению условий для его расширения в молодёжной среде. Анализ научной литературы и результаты социологического опроса молодёжи Свердловской области в возрасте от 14 до 35 лет позволили определить факторы и характеристики активизации субъектности молодого поколения в медиаволонтёрских инициативах. Установлено, что для повышения управляемости цифрового добровольчества среди молодёжи потенциальные медиаволонтёры должны осознавать ценность своей деятельности в медиа - пространстве для себя лично. В этой связи требуется расширение взаимодействия не только между организаторами добровольческой деятельности и добровольцами, но и между волонтёрами и благополучателями. Это условие связано и с необходимостью транслирования в публичном пространстве как самих инициатив, так и качественных изменений в жизни конкретных людей и сообществ, которые произошли благодаря помощи медиадобровольцев. Следующим важным аспектом является выбор канала связи с потенциальными волонтёрами, в этом отношении социальные сети и онлайн -платформы наиболее удобны в использовании как для организаторов, так и для самих добровольцев. Установлено, что при наличии базовых навыков работы в цифровой среде у современной молодёжи ведущим мотивом включения молодых уральцев в волонтёрские практики в формате онлайн являются перспективы получения новых знаний и навыков, полезных для их личного и профессионального развития. Молодёжи важно понимать, что в конкретной практике медиаволонтёрства она будет взаимодействовать с профессионалами. Для старшеклассников определяющее значение имеет социальная среда медиаволонтёрства - нужно создать условия, чтобы они могли делать что-то полезное совместно с друзьями. В исследовании доказано, что для управляемости данного вида добровольчества важна дружественная цифровая среда, которая в нашей стране формируется благодаря федеральным цифровым платформам. Молодые россияне достаточно хорошо знакомы и с платформой «Добро.РФ», и с порталом «Решаем вместе, голосование». Использование сервисов «Госуслуги» коррелирует с интересом молодёжи к контенту федерального волонтёрского портала. Полученные результаты могут быть использованы организаторами социальных проектов в некоммерческом секторе для повышения эффективности рекрутинга молодых волонтёров и расширения их функционала.