Работы автора

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРЕОДОЛЕНИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ (2024)

На сегодняшний день феномен выгорания квалифицируется как профессионально-деятельностный и исследуется преимущественно у представителей «помогающих» профессий. Тем не менее, его причиной могут выступать не только профессиональные отношения, но и родительская компетентность матерей как способность к интеграции знаний, коммуникативных умений, навыков и способов выполнения такого специфического вида деятельности как материнство. Целью эмпирического исследования стало изучение закономерностей структурно-функциональной организации социально-психологической компетентности матерей детей с нарушениями слуха детерминации их родительского выгорания. В исследовании приняли участие 268 матерей: работающих (n=88), неработающих и воспитывающих детей с нарушениями слуха (n=88) и работающих матерей (n=92), воспитывающих условно здоровых детей. В качестве методов получения информации применялись: аналитический обзор литературы, наблюдение, анкетирование, психодиагностические методики опросного типа, в качестве методов количественной обработки эмпирических данных - методы математической статистики и структурно-психологический метод. В соответствии с полученными результатами элемент поведенческого компонента «Избегание» выступает структурной закономерностью социально-психологической компетентности в преодолении эмоционального истощения матерей, а элементы «Асоциальные действия» (поведенческий компонент) и «Фактор познания классов поведения» (когнитивный компонент) - в преодолении редукции родительских достижений. Снижение выраженности эмоциональной опустошенности и усталости возможно посредством избегания конфликтных и напряженных ситуаций, требующих решительных действий и эмоциональных затрат, а преодоление социально-психологической некомпетентности в выполнении родительских функций - за счёт способностей к выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях слабослышащих детей и стремления к удовлетворению собственных потребностей.

Издание: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Молчанова Людмила Николаевна, Стулова Анна Васильевна
Сохранить в закладках