Работы автора

«ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ» УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (2024)

Статья посвящена проблеме наличия и преодоления барьеров у участников образовательного процесса при формировании математических представлений у детей с ментальными нарушениями и поиску научно-методических и дидактических средств для преодоления «выученной беспомощности» у педагогов, родителей и детей. Педагоги, работающие в классах с детьми с умственной отсталостью (УО), часто сталкиваются с проблемой невозможности обучать математике детей данной нозологии, что приводит к формализму, отчужденности учителя и неверию в результаты ребенка и свои силы его чему-то научить. В то же время, остро встает проблема психолого-педагогического и дидактического сопровождения и недостаточная разработанность психолого-педагогических условий для формирования математических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта. В статье показано, что поэтапное формирование математических знаний возможно, и оно оказывает корректирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной системы в целом. Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами, овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Анализ более чем 25 работ отечественных и зарубежных статей позволил сделать вывод о том, что в коррекционной педагогике накоплен определенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у умственно отсталых школьников, однако, недостаточно разработаны вопросы психолого-педагогического и дидактического сопровождения формирования математических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта. Было проведено исследование на примере использования новых дидактических пособий, таких как пособие «Нумикон». Это и обусловило выбор темы исследования, которое показало пути решения проблемы «выученной беспомощности».

Издание: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Кенеш Муктарович Тилекеев
Сохранить в закладках