Публикации автора

Темы трудных жизненных ситуаций и копингов совладающего поведения младших школьников глазами родителей (2024)

Введение. Тема трудных жизненных ситуаций возникла в науке относительно недавно. Пристальный интерес к ней возникает на рубеже 20-21 веков. Нас заинтересовал вопрос об эффективном преодолении трудных жизненных ситуаций младшими школьниками, участие в данном процессе родителей. Наше исследование позволяет проанализировать, как родители видят основные трудные жизненные ситуации и способы совладания с ними у младших школьников. Это позволяет выявить основные вызовы, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста и их родители, разработать эффективные стратегии их поддержки. Изучение представлений родителей о трудных жизненных ситуациях своих детей позволяет выявить общие проблемы, которые могут влиять на родительское поведение, воспитательные практики и динамику отношений в семье. Знания об этом помогут в разработке мер по улучшению коммуникации в семье, сближению и поддержке ребенка во время обучения, профилактике соматического и психологического здоровья младших школьников.

Материалы и методы. В эксперименте приняли участие младшие школьники в количестве 47 человек и 59 родителей младших школьников. В качестве методов исследования были использованы теоретический метод (анализ научных источников), экспериментальный метод (опрос, контент-анализ), методы обработки, интерпретации и представления экспериментальных данных.

Результаты исследования. Проанализированы отечественные и зарубежные исследования по теме работы. Выделены темы трудных жизненных ситуаций и копинги совладающего поведения младших школьников с точки зрения разных субьектов: младших школьников и их родителей. Проведен сравнительный анализ взглядов родителей и младших школьников на предмет исследования.

Обсуждение и заключения. Экспериментальные данные позволили выделить сходства и различия в темах трудных жизненных ситуаций и совладающем поведении в родительской и детской группе. Тема общения является центральной темой, которая вызывает значительные сложности у младших школьников. Были выделены общие темы трудных жизненных ситуаций, установлена разная приоритетность в темах трудных жизненных ситуаций у разных групп респондентов. Анализ выделяемых копингов продемонстрировал также точки соприкосновения и различия во мнениях родительской и детской групп. Наряду с эмоциональными копингами поведения выделилась значимая группа поведенческих копингов совладающего поведения у младших школьников. Показана незначительная представленность проактивных копингов у младших школьников. Намечены пути развивающей работы с родителями младших школьников.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Автор(ы): Минаева Елена Викторовна, ЛИДАК ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВН, Минаева Виктория Алексеевна
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО "СЛАЖИВАНИЯ" НА ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (2024)

Введение. Актуальность статьи связана с современной социальной ситуацией. Исследование посвящено важной психологической проблеме, возникшей на почве обострения международных отношений, - проблеме профессионального «слаживания» в группах и его влияния на совершенствование корпоративной культуры членов коллективов в подразделениях органов внутренних дел.

Методы и методология исследования. В исследовании использована методология культурологического, системно-структурного, личностно-деятельностного и профессионально-деятельностного подходов к развитию корпоративной культуры личности профессионала. В качестве ведущих методов исследования использовался сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников, обобщение передового опыта работы подразделений ОВД и терминологический анализ ведущих понятий.

Результаты и обсуждение. В содержательной части статьи предложено определение профессионального «слаживания». Отмечено, что процесс профессионального «слаживания» обеспечивает формирование корпоративной культуры между сотрудниками, объединенными для решения общих задач; способствует формированию сплоченности, товарищеской поддержки и взаимопомощи в коллективах ОВД.

Конкретизировано, что в настоящее время проблема профессионального «слаживания» особенно важна для военнослужащих, участвующих в спецоперации, и для коллективов органов внутренних дел.

Отмечается, что задачи формирования корпоративной культуры и профессионального «слаживания» связаны с необходимостью повышения статуса сотрудников полиции и их авторитета в сознании гражданского населения.

В представленном исследовании был использован метод сравнительно-сопоставительного анализа литературных источников и базовых документов, регламентирующих деятельность сотрудников полиции.

Это позволило уточнить лексический и психологический смысл феноменов «профессиональное слаживание» и «корпоративная культура».

Выявлена детерминирующая роль структурных компонентов «слаживания», влияющих на базовые компоненты корпоративной культуры сотрудников, выполняющих единые задачи, поставленные государством перед органами внутренних дел.

Построение научной логики исследования основано на методологии системно-структурного подхода, способствующего описанию характеристик мотивационно-ценностных, когнитивных и конативных компонентов в структуре личности, обеспечивающих динамику профессионального «слаживания» и процесс формирования корпоративной культуры в подразделениях ОВД. Выводы и рекомендации к апробации.

В заключительной части статьи представлены выводы и обобщения. Отмечена важная роль воспитательной работы и психологического сопровождения в системе формирования профессионального «слаживания» и совершенствования корпоративной культуры субъектов профессиональной деятельности.

Статья может быть рекомендована для использования в системе воспитательной работы с сотрудниками силовых структур и гражданских специалистов, для осуществления психологического сопровождения оперативно созданных коллективов.

Основные положения. 1) Статус сотрудника органов внутренних дел определяется проявлениями корпоративной культуры личности, которая обеспечивает повышение его авторитета у граждан и гостей государства. 2) Смысловой анализ понятия «слаживание» позволяет уточнить его лексический и психологический смысл, предложить рабочее определение данного понятия для психологической науки и практики, а также уточнить его роль в системе формирования корпоративной культуры в подразделениях ОВД.

Издание: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): ЛИДАК ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВН
Сохранить в закладках