В статье на материале кейса десятилетнего мальчика с синдромом дефицита внимания рассматривается ряд психологических аспектов инклюзивного процесса в школе. Инклюзия требует многоплановой трансформации школьного пространства и является вызовом для школы сегодня. В статье она рассматривается не только как процесс вовлечения ребенка с особенностями развития в обучение в массовой школе, но и как система, направленная на усиления межличностных и внутриличностных связей.
Такая работа реализуется во многом благодаря формированию рабочей команды, состоящей из всех членов образовательного процесса: учителя, тьютора, психолога, родителей, ребенка. Это со-трудничество способствует пониманию и учету состояний ребенка, его возможностей и дефицитов и воплощается в поиске конкретных педагогических интервенций в рамках большого класса, создавая питающую среду для укрепления не только внешних, но и внутренних связей, тем самым способствуя инклюзии де факто, когда ребенок чувствует себя включенным в сложную систему связей.
Обсуждаются также аспекты контр-переноса учителя, сталкивающегося не только с методическими задачами, но и с необходимостью контейнирования и обращения с сильными примитивными аффективными состояниями. Рассматриваются процессы проективной идентификации ребенком чувств беспомощности, неэффективности, злости и др. острых переживаний и их воздействие на учителя.
В рамках системной работы инклюзивной команды учителя, тьютора, психолога и родителей описывается применение различных интервенций, включая психообразование, АБА техники, психоаналитические идеи для понимания внутренних состояний, приемы самоорганизации и саморегуляции и пр., осуществляющееся как в контексте школы, так и дома.