EISSN 2782-2184
Языки: ru · en

Статья: Психологические аспекты инклюзии в школе (2024)

Читать онлайн

В статье на материале кейса десятилетнего мальчика с синдромом дефицита внимания рассматривается ряд психологических аспектов инклюзивного процесса в школе. Инклюзия требует многоплановой трансформации школьного пространства и является вызовом для школы сегодня. В статье она рассматривается не только как процесс вовлечения ребенка с особенностями развития в обучение в массовой школе, но и как система, направленная на усиления межличностных и внутриличностных связей.

Такая работа реализуется во многом благодаря формированию рабочей команды, состоящей из всех членов образовательного процесса: учителя, тьютора, психолога, родителей, ребенка. Это со-трудничество способствует пониманию и учету состояний ребенка, его возможностей и дефицитов и воплощается в поиске конкретных педагогических интервенций в рамках большого класса, создавая питающую среду для укрепления не только внешних, но и внутренних связей, тем самым способствуя инклюзии де факто, когда ребенок чувствует себя включенным в сложную систему связей.

Обсуждаются также аспекты контр-переноса учителя, сталкивающегося не только с методическими задачами, но и с необходимостью контейнирования и обращения с сильными примитивными аффективными состояниями. Рассматриваются процессы проективной идентификации ребенком чувств беспомощности, неэффективности, злости и др. острых переживаний и их воздействие на учителя.

В рамках системной работы инклюзивной команды учителя, тьютора, психолога и родителей описывается применение различных интервенций, включая психообразование, АБА техники, психоаналитические идеи для понимания внутренних состояний, приемы самоорганизации и саморегуляции и пр., осуществляющееся как в контексте школы, так и дома.

Ключевые фразы: инклюзия, школа, сдвг
Автор (ы): Федунина Наталия Ю., Гильдеева Людмила Н., Говорова Наталья В.
Журнал: НОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Для цитирования:
ФЕДУНИНА Н. Ю., ГИЛЬДЕЕВА Л. Н., ГОВОРОВА Н. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИИ В ШКОЛЕ // НОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2024. № 3, ТОМ 4
Текстовый фрагмент статьи