Публикации автора

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (2024)

Школьное питание и воспитание привычек здорового питания остается в сфере внимания федеральных и региональных органов власти в силу своей актуальности и неудовлетворенности родителей школьников качеством питания в школах. По обращениям в Единый портал государственных и муниципальных услуг по вопросам школьного питания Республика Башкортостан в 2021 г. имела самую низкую оценку. В 2019 г. почти каждый пятый родитель был недоволен качеством школьного питания в регионе, что подчеркивает актуальность темы для исследуемого региона - Республики Башкортостан. А осенью 2023 г. признана лучшей в России, в том числе благодаря активизации применения обратной связи с родителями. В данной работе приведены результаты серий социологических опросов родителей школьников по теме качества школьного питания Республики Башкортостан в 2022-2023 гг. Проведено их сопоставление с оценками качества в динамике, выявлены причины недовольства школьным питанием. Установлено, что удовлетворенность организацией питания выше, чем качеством питания. 38 % детей в республике полностью удовлетворены питанием, но почти каждый десятый полностью недоволен им. Более всего удовлетворены питанием родители в сельской местности, менее всего - в г. Уфе. Основными причинами отказа от питания в школе является невкусная и холодная пища, однообразное питание. Выявлено также, что для повышения качества питания, по мнению родителей, важнее всего обеспечить свежесть и разнообразие продуктов и блюд, возможность выбора блюд меню, а также приготовление еды в школьных столовых.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Столь Анна Викторовна
Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКАМ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТАМ РЕЙТИНГА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ДЕТСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РЕГИОНЕ (2025)

Уровень и качество образования, полученного родителями, определяя качество их жизни, создают в свою очередь запрос на приемлемые по представлениям родителей уровень и качество образования для их детей. Родители, формируя, с одной стороны, в семье условия для образования детей путем поддержки их успеваемости, выбора образовательных траекторий, с другой стороны, передавая им социальный и культурный капитал, способствуют воспроизводству образовательного капитала регионов. В ряде работ доказано, что неравенство регионов России по уровню социально-экономического положения и доле населения с высшим образованием существенно влияет на наличие и доступ к образовательным ресурсам, что определяет максимально и эффективно поддерживаемое неравенство. Несмотря на неравенство возможностей финансирования общего образования в регионах и попытки выровнять бюджетную обеспеченность субъектов РФ, усилия региональных исполнительных органов власти по обеспечению доступности общего и дополнительного образования находятся в фокусе внимания федерального центра. Показатели эффективности глав регионов, рейтинг качества жизни Агентства стратегических инициатив (АСИ), Индекс детского благополучия и ряд других подходов содержат оценки условий образования и развития, которые создаются на уровне регионов страны, и могут быть объектами управленческих воздействий региональной власти. Цель работы - обосновать необходимость социологического исследования для оценки условий образования и развития в регионе. Для решения поставленной задачи использован обзор и теоретический анализ методических подходов к оценке элемента среды «Образование и развитие» в рейтинге качества жизни АСИ, подходы к оценке домена «Образование и развитие» в индексе детского благополучия, итоги оценки индекса детского благополучия в Республике Башкортостан, статистические данные и нормативно-правовые акты по теме общего и дополнительного образования региона. Это позволило определить перспективы социологического исследования и получения субъективных оценок удовлетворенности качеством образования школьников. Качество образования может определяться в контексте процесса получения общего и дополнительного образования, а также получаемыми и полученными в его ходе результатами, которые также связаны с мотивами выбора и востребованностью разных видов дополнительного образования школьников, влияя на образовательные траектории (вуз, СПО, профессиональная ориентация). Делается вывод о том, что в России выстроена система оценки качества образования и необходимы способы получения субъективных оценок об удовлетворенности созданными условиями образования и развития, поскольку наличие условий не всегда означает доступность и получение детьми образования. В работе проводится обоснование методики социологического опроса - разработка группы вопросов анкеты для оценки факторов удовлетворенности условиями образования и развития в регионе, что позволит затем выявить наиболее актуальные способы покрытия выявленных дефицитов.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Столь Анна Викторовна
Сохранить в закладках
ДИНАМИКА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОРРЕЛЯЦИИ ЦЕН НА ОВОЩИ И ФРУКТЫ (2023)

В работе проводится пространственный анализ дневных цен 6 видов плодо-овощной продукции в 81 регионе России за период с 1 января 2019 г. по 31 марта 2022 г. Исследуемый набор сформирован Федеральной налоговой службой по данным фискальных регистраторов, содержит до 95 332 наблюдения по каждому виду плодоовощной продукции. На обозначенном массиве данных исследуется наличие пространственной корреляции цен и темпов их роста, путем оценки глобального индекса Морана и локальных индексов Морана, в дневной, недельной и месячной динамике. Наличие цикличных изменений в пространственной корреляции цен анализировалось с помощью коррелограммы и оценивалось специальными тестами. Анализ показал, что уровень агрегации данных (в виде дневных, недельных или месячных значений) оказывает влияние на возможности интерпретации полученных результатов. Скорость пространственного изменения цен на региональном уровне, как правило, превышает один день. При этом в отдельные периоды она может значимо регистрироваться в рамках недели и показывать синхронность изменения цен на месячных данных. Сравнение значений глобального индекса Морана показало, что пространственная корреляция цен имеет свои особенности для каждого из рассмотренных видов товаров. Наиболее стабильные пространственные связи отмечаются по картофелю. Для данной группы выделены сезонные и недельные циклы пространственной корреляции цен, определяемые сезонным колебанием цен. Полученные результаты представляют интерес для широкого круга лиц, занимающихся вопросами пространственных измерений и проблемами межрегионального взаимодействия, а также макроэкономическими проблемами ценообразования.

Издание: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Выпуск: Том 19 № 2 (2023)
Автор(ы): Тимирьянова Венера Маратовна, Лакман Ирина Александровна, Красносельская Дина Хадимовна, Столь Анна Викторовна
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ И СТРАНАХ МИРА (2024)

Питание в школе важно для здоровья и обучения детей, воспитания привычек здорового питания. Эффективная организация питания должна быть нацелена не только на удовлетворение потребности в питательных веществах тех, кто питается в школе, но и на обеспечение доступности питания, на востребованность школьного меню, минимизацию пищевых отходов. В данной работе приведены подходы к управлению школьным питанием, его финансированию в разных странах мира и регионах России. Выявлено, что проблемы в школьном питании схожи во многих странах мира и регионах России: уровень финансирования, востребованность школьной еды, невысокая удовлетворенность школьной едой, рост пищевых отходов, необходимость бесплатного питания для многих категорий детей. На примере Республики Башкортостан показаны объем финансирования школьного питания относительно бюджета региона, на основе данных социологических опросов, проведенных в ИСИ АН РБ, показана связь между доходами семьи, наличием двух или одного родителя и удовлетворённостью питанием в школе. Обсуждаются меры по повышению качества питания в школах региона на примере опыта Финляндии и с учетом пожеланий, высказанных родителями в ходе социологических опросов.

Издание: УФИМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ
Выпуск: № 1 (17) (2024)
Автор(ы): Столь Анна Викторовна
Сохранить в закладках