Двадцать первый век характеризуется интенсивным развитием высоких технологий. Четвертая промышленная революция, связанная с развитием искусственного интеллекта, робототехники, облачных вычислений, аддитивных технологий, дополненной реальности и др., в значительной степени усугубила политическую и экономическую конкуренцию между странами в условиях формирующегося многополярного мира. Кризис социально-гуманитарного знания, проявляющийся в разрыве между стремительно растущим уровнем научно-технического развития и медленно изменяющимся уровнем развития науки о человеке и общества, в определенной мере тормозит осуществление инновационного прорыва, что ставит под угрозу обеспечения национального суверенитета государства [17]. На фоне глобализации экономика информационного общества только оформляется, поэтому вопросы стратегического мышления субъектов развития выходят на передний план [8]. Функции человека и технологий в цифровой экономике должны и, скорее всего, будут пересмотрены [2, 15]. Необходимо определить, кто является субъектом, а кто инструментом. Должен быть найден баланс между экономической выгодой и самоценностью человека. Беспрецедентная скорость развития новейших технологий коренным образом меняет повседневную жизнь. Под влиянием инноваций изменяется как бизнес-среда, так и политическая конъюнктура. Если 20 лет назад система социальных, экономических и политических взаимосвязей между членами общества трансформировалась под воздействием популяризации электронных средств коммуникации и использования мощностей микропроцессоров для решения рутинных вычислительных задач [26], то сегодня набор передовых технологий, которые приводят к модернизации общественных паттернов, объединен в концепцию Четвертой промышленной революции. В условиях такого форсированного научно-технического прогресса стратегическое мышление, как инструмент для эффективного управления социальными структурами, адаптируется под требования новой, высокотехнологичной реальности [14]. Цель данной статьи - рассмотреть глобализационные преобразования стратегического мышления в контексте тенденций четвертой промышленной революции.
Вступая в информационное общество, характеризующееся интенсивным внедрением инновационных технологий (робототехника, искусственный интеллект, аддитивные технологии, большие данные, облачные вычисления, дополненная реальность и др.), бизнес и власть все больше значения уделяют проблеме стратегического управления талантами, начиная с профессионального отбора, диагностики (выявления), адаптации, удержания и заканчивая обучением, развитием, продвижением, мотивацией и контролем [13, 14]. Наряду с конкретными методиками определения выдающихся способностей личности, с широким HR-инструментарием определяющее влияние оказывают политэкономические условия стратегического управления талантами. В частности, если прибегнуть к ныне распространенному PESTEL-анализу, становится очевидно, что и политические, и экономические, и социальные, и технологические, и экологические, и правовые факторы во многом формируют концептуальные и методологические подходы к стратегическому управлению талантами. Талантливый человек, с нашей точки зрения, возникает как ответ социума на вызов эпохи. Именно он создает социокультурную среду, выстраивает отношения с властью и другими общественно-политическими силами, создает инновационные инструменты и технологии (безотносительно к сфере их применения), меняет границы правового поля (талант по своей природе свободолюбив). Указанные обстоятельства, в свою очередь, самым существенным образом влияют на отношения человека и социума, определяют его потребности и интересы. Традиционно в русской литературе, в известной степени взявшей на себя функции русской философии, поднимается тема опального героя, а затем «лишнего человека» и, наконец, «маленького человека», каждый из которых находится в сложных отношениях с обществом. В последнее время, в новейшей истории, предметом исследования социально-гуманитарной науки становится «массовый человек», равно как и другая крайность - «лидер». В контексте поведенческой экономики нам представляется чрезвычайно важным проанализировать трансформацию нового экономического субъекта из массового человека в интеллектуального лидера - ключевого драйвера инновационного прорыва в условиях системного кризиса, что и является целью настоящей статьи.
Статья посвящена важной и актуальной проблеме - изучению феномена политического лидерства, определению оптимальных условий его становления в качестве политического института. В современных условиях весьма наглядно проявляется наслоение различных культурно-исторических парадигм, напрямую связанных со стратегическим развитием ключевых социальных институтов. С одной стороны, исследователи отмечают наступление принципиально новой для цивилизации эпохи - информационного общества, обладающей собственными стратегическими ориентирами и приоритетными направлениями, с другой - предыдущие (индустриальное и аграрное) параллельно сосуществуют, конкурируя и тормозя развитие друг друга. Наступление нового технологического уклада не отменяет экспансию предшествующих. Именно поэтому политическое лидерство сегодня привлекает большое внимание и политологов, и публичных политиков, и ведущих представителей ключевых социальных институтов. В работе рассматривается история развития представлений о политическом лидерстве, анализируется понятийный аппарат, выявляются существенные признаки указанного феномена. Анализ проблемного поля, критика существующих подходов и определение преобладающих тенденций указывают на достоверность и обстоятельность проведенного исследования, подчеркивают его теоретическую и практическую значимость. Материалами для исследования послужили научные источники, находящиеся в открытом доступе (книги, монографии, статьи в рецензируемых научных журналах; диссертации и авторефераты; статьи в сборнике материалов научно-практических конференций и т. п.), официальные средства массовой информации (веб-сайты, газеты, журналы, телевизионные передачи), публичные заявления высших должностных лиц, нормативно-правовые документы, результаты изучения общественного мнения, экспертные оценки ведущих политологов, политтехнологов и консалтинговых агентств. В качестве методов используются большей частью теоретические: анализ научных текстов, периодической печати, публичных заявлений официальных лиц, нормативноправовых документов, результатов изучения общественного мнения; сравнение, сопоставление, экстраполяция. Результатом проведенного исследования является уточнение понятия «политическое лидерство», проблематизация динамики его становления и преобразования в политический институт. Обсуждение результатов исследования состоялось на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин Института общественных наук и кафедры экономической теории и политики РАНХиГС при Президенте РФ, а также Международного научно-образовательного центра имени А. А. Зиновьева философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Цель. Описать структуру и философские основания формирования феномена экологического сознания.
Процедура и методы. Изучение философской и научной литературы; обобщение и структурирование изученного материала; анализ и выявление внутренней логики искомых понятий.
Результаты. Проанализирован корпус текстов философского и научного содержания; обобщён и структурирован предшествующий опыт в вопросе описания феномена экологического сознания и определения соответствующего понятия; выявлена многогранность и комплексность феномена экологического сознания на политическом, социальном, экономическом, культурном и религиозном уровнях; определена перспектива развития экологического сознания общества в контексте расширения сферы политического и социо-экономического влияния политической экологии и экософии.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования уточняют понятие экологического сознания, описывают связь индивидуального экологического сознания и общества, определяют перспективы формирования экологического сознания у населения, а также могут использоваться в рамках практических рекомендаций для формирования экологического сознания политическими и социо-экономическими методами.
В условиях интенсивного международного противостояния проблема институционализации политического лидерства становится ключевой. Сегодня очень важно определиться с тем, каким должен быть руководитель государства, чтобы обеспечить стране не только выживание, независимость, но и стабильность, устойчивое развитие. В настоящее время обострение борьбы Востока и Запада достигло своей кульминации, и мировой политический кризис требует максимально безболезненного решения. Вместе с тем ядерная угроза становится гораздо более ощутимой, чем когда бы то ни было в истории. Кризисный характер международных отношений все чаще проявляется в повышении уровня конфронтации между основными политическими акторами и возглавляемыми ими политическими блоками. Роль политических лидеров в этих условиях стремительно возрастает, о чем можно судить хотя бы по тому, какое место в нынешних политических дискуссиях занимают личности российского президента В. В. Путина, американского - Дж. Байдена, а также лидеров ФРГ, Франции, Турции и других мировых центров политической силы. Данная статья посвящена изучению правовых основ институционализации политического лидерства в современных условиях, выяснению факторов, определяющих авторитет и эффективность современного руководителя страны.