Работы автора

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ В ЭКОНОМИКЕ: СПЕЦИФИКА И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (2024)

Доверие выступает одним из наиболее значимых драйверов развития экономики, обеспечивая рост качества жизни населения и его предпринимательской активности, снижение транзакционных издержек для хозяйствующих субъектов. В статье обосновывается вывод о том, что доверие формируется, с одной стороны, под воздействием информации, знаний, с другой - личной включённости субъекта в коммуникационные и деятельностные практики. Авторы выделяют следующие механизмы формирования доверия в трансформирующихся экономических отношениях: информационно-рефлексивные, коммуникационно-интерпретационные и деятельностные. Информационно-рефлексивные механизмы обеспечивают накопление, систематизацию и персонификацию знаний, ценностей, чувств и смыслов, обуславливающих доверительные взаимодействия в экономических отношениях. Коммуникационно-интерпретационные механизмы - воспроизводство доверия в ходе интериоризации и применения накопленных знаний, усвоенных норм, ценностей в процессе коммуникационного взаимодействия социальных акторов. Деятельностные механизмы реализуют системообразующую функцию в формировании и развитии доверия, обеспечивая трансформацию оценок и восприятия действий «другого» в ходе осуществления совместной деятельности, эффективность которой способствует закреплению сложившихся ожиданий и установок на доверие. Опрос экспертов позволил обозначить наиболее значимые причины дефицита доверия: геополитическая напряжённость, структурные и системные несовершенства внутри самих сфер экономических отношений, влияние санкций на жизнедеятельность общества и работу различных организаций, неопределённость будущего. В статье представлены экспертные оценки функционального состояния механизмов формирования доверия: информационно-рефлексивные (3,04 балла по шкале от 1 до 5), коммуникационно-интерпретационные (2,92), деятельностные (2,8). Детализация ответов экспертов иллюстрирует более высокую роль в формировании доверия информации и смыслов, транслируемых через неофициальные каналы (блоги, социальные сети), института образования, профессиональных сетевых сообществ.

Издание: НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
Выпуск: Том 27 № 2 (2024)
Автор(ы): ФРОЛОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, Тюриков Александр Георгиевич
Сохранить в закладках
ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ, ЛИШЕННЫМ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ, В НАЧАЛЕ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ (2024)

Актуальность исследования определена дисфункциями жилищного обеспечения детей-сирот, необходимостью поиска и разработки новых механизмов решения проблем жилищной депривации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования заключалась в анализе зарубежного опыта реализации программ жилищного обеспечения, определении возможности их адаптации в условиях Российской Федерации. Ключевым отличием представленного материала выступает компаративный анализ данных из информационных источников зарубежных государственных социальных служб и общественных организаций. Научная новизна исследования состоит в расширении контуров разработки моделей социальной поддержки детей-сирот, выхода за рамки патерналистского подхода. Результаты исследования показали возможности и ограничения реализации «Independent living programs» (программы самостоятельного проживания). Установлено, что концепции жилищной поддержки выпускников европейских стран отличаются высокой степенью вариативности, учитывают индивидуальные возможности (финансовые, социальные, профессиональные) молодых людей. В частности, в Норвегии («Josephine Stiftelsens») вариативность выбора решения проблемы жилищного обеспечения зависит от успешности социальной адаптации выпускников и включает в себя дифференцированные модели поддержки. Политика «открытых дверей» (программа «SOS Children>s Villages», проводимая в 135 странах) предполагает создание «детских деревень» для проживания детей-сирот с возможностью их возврата в случае психологической или финансовой неготовности начать самостоятельную жизнь. Результаты исследования показали, что в странах Европы присутствует смещение акцента с решения жилищной проблемы на развитие адаптационных способностей и профессиональных траекторий детей-сирот как предиката снижения социальных и финансовых эксклюзий. В качестве направления будущих исследований авторы предлагают обратиться к сравнительному анализу траекторий взросления детей-сирот, а также стратегий достижения жизненного успеха в зависимости от модели постинтернатного сопровождения.


Издание: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Выпуск: Т. 10 № 1 (2024)
Автор(ы): ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, РОГАЧ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, ФРОЛОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
Сохранить в закладках