Работы автора

МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ МЕЖДУ "СЦИЛЛОЙ" И "ХАРИБДОЙ": О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТАХ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) (2023)

Тема профессиональных дефицитов педагогов сегодня становится крайне распространённой. Нехватка педагогических кадров не только в малых, но и в больших городах приводит к тому, что заполнять пустующие места приходится специалистами разного уровня и качества образования. При этом проблема состоит не только в том, чтобы найти педагога, но и удержать его на рабочем месте. Одним из способов разрешения данной ситуации является система наставничества, которая снимает психологическую напряжённость ситуации, но не решает её полностью в силу системных сбоев школьного образования в целом.

С целью определения факторов, обусловливающих профессиональные дефициты молодых педагогов, в 2021-2022 гг. было проведено социологическое исследование. Эмпирическую базу анализа составили данные опроса молодых учителей Свердловской области (n = 918), а также материалы фокус-групп, организованных с учителями-стажистами и молодыми педагогами.

Анализ результатов исследования выявил, что компетентностная дефицитарность молодых учителей носит адаптационный характер при переходе от вузовской подготовки к работе в школе. Установлен типичный набор профессиональных дефицитов: сложности в заполнении обязательной образовательной документации, тематическом планировании урока; наличие высоких амбиций и отсутствие навыков конструктивной оценки реальной ситуации; неудачи в организации дисциплины на уроке; слабая теоретическая и практическая подготовленность в области коммуникации с детьми и реализации специальных образовательных технологий; трудности в работе с отдельными категориями учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональные дефициты выступают причиной неуспешной адаптации молодых специалистов, обусловливают её болезненный характер и высокую вероятность отказа от профессии.

Выявлены основные факторы, обостряющие проблему дефицитов: сокращение периода адаптации молодых учителей к работе в школе; усиление контрольно-оценочной деятельности со стороны разных инстанций по поводу деятельности педагога; высокие требования к профессионализму молодёжи уже в первые годы работы в школе; увеличение рабочей нагрузки разного содержания.

Издание: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Выпуск: Том 11 № 4 (2023)
Автор(ы): Прямикова Елена Викторовна, Шалагина Елена Владимировна, Шихова Ольга Николаевна
Сохранить в закладках
СОСТОЯНИЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОСТИ: «ВЛАСТЬ ЗАВОДОВ» (2024)

Постиндустриальное и индустриальное сегодня присутствуют и в малых, и в средних российских городах. В некоторых из них заводы продолжают работать, но уже не могут обеспечить всех горожан в силу автоматизации и других процессов. В других городах предприятия прекратили свое существование, но заброшенные заводские пространства рассматриваются жителями как места, где должен появиться новый завод, то есть исключительно в контексте индустриальности. Постиндустриальное проявляется в повышении требований населения к разнообразию мест работы и отдыха, к безопасности рабочих мест, к экологической обстановке, к комфорту жизни, доступу к самым различным ресурсам. В результате городское пространство приобретает маргинальные характеристики: новые заводы не появляются, участки земли остаются заброшенными, туризм, креативные проекты присутствуют, но пока не становятся определяющими для поселений. Теоретическая рамка отсылает к подходу производства пространства А. Лефевра и исследованиям маргинального пространства. На протяжении десяти лет мы исследовали небольшие российские города. В статье использованы материалы 2018-2023 годов, полученные методами малоформализованных мобильных и стационарных интервью, групповых дискуссий, наблюдения и фотомэппинга, ментальных карт, а также методики «капсул времени». Цель статьи - представить наблюдения о сочетании сохраняющейся «власти заводов» и проявляющихся ростков креативности и туризма как признаков постиндустриальности.

Издание: ИНТЕРАКЦИЯ. ИНТЕРВЬЮ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Выпуск: Том 16. № 3 (2024)
Автор(ы): Веселкова Наталья Вадимовна, Прямикова Елена Викторовна
Сохранить в закладках