Актуальность исследования обусловлена тем, что феномен реинтеграции мигрантов, возвращающихся из России в Кыгргызстан, недостаточно изучен. Мало исследованы проблемы, с которыми мигранты сталкиваются при повторном включении в общество страны происхождения, такие аспекты реинтеграции, как экономическое и социальное положение, социально-психологическое самочувствие мигрантов, уровень реинтеграции. Целью исследования стала социологическая оценка устойчивости реинтеграции возвращающихся из России в Кыгргызстан мигрантов. Научная новизна состоит в конкретизации понятия «реинтеграция» как многоаспектного процесса, позволяющего мигрантам восстановить экономические, социальные и психосоциальные отношения, необходимые для поддержания жизни, и понятия «устойчивая реинтеграция» как достижения возвратившимися определенного уровня экономической самодостаточности, социальной стабильности и психосоциального благополучия; в разработке эмпирических показателей устойчивой реинтеграции, таких как способность вернувшегося мигранта обеспечивать себя и свою семью, участвовать в экономической деятельности, наличие жилья, выстраивание прочных социальных отношений и вовлеченность в местное сообщество, психологическое благополучие, возможность пользоваться базовыми услугами, отсутствие миграционных планов после возращения. Дана социологическая оценка устойчивости реинтеграции возвращающихся из России в Кыргызстан мигрантов, опирающаяся на результаты анкетного опроса 515 возвратных мигрантов, фокусированного интервью 37 возвратных мигрантов в Кыргызстане в октябре - ноябре 2022 года. Выявлено, что реинтеграция возвратных мигрантов из России в Кыргызстан носит достаточно устойчивый характер во всех сферах: экономической, социальной и социально-психологической. Вместе с тем у возвратившихся есть определённые проблемы, что отразилось в недостаточно высоком уровне оправдания ожиданий от возвращения и в возможных намерениях снова мигрировать в Россию или другие страны.
В статье предпринята попытка анализа промежуточных итогов цифровизации системы российского высшего образования в период постпандемии. Методами исследования выступили анализ нормативно-правовой документации, статистический анализ данных Федеральной службы государственной статистики, вторичный анализ результатов исследовательских центров Высшей школы экономики, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и др. Основные результаты связаны с анализом динамики показателей трансформации социального пространства в системе высшего образования в процессе цифровизации. Авторы рассматривают цифровизацию высшей школы как фактор, который поддерживает социальное неравенство и стимулирует развитие его новых форм. Авторы приходят к выводу, что сохранение дистанционных форм обучения в вузах закрепляет коммуникативные барьеры как внутри студенческой среды, так и между студенческим и преподавательским сообществами. Особый акцент делается на замедленной скорости повышения уровня цифровой грамотности преподавателей. В ходе анализа авторы приходят к выводу, что трансформация высшей школы через цифровизацию процесса все еще идет достаточно сдержанными темпами вследствие медленного оснащения вузов необходимыми для перехода на «цифру» финансовыми, техническими, кадровыми ресурсами. Новизна работы состоит в фиксировании итогов трансформации социальных отношений в рамках системы высшего образования в условиях цифровизации и определения ее характерных особенностей, в том числе уровня готовности участников образовательного процесса к реализации определенных государством векторов трансформации высшей школы России