Публикации автора

Динамика достижения консенсуса в международных переговорах (2024)

Современные международные отношения, основанные на принципах многополярности, предполагают использование консенсуса как ключевого механизма принятия решений, подчёркивающего уважительное отношение к участникам переговоров и учёт мнений всех сторон на равноправной основе. В настоящее время принцип консенсуса лежит в основе деятельности многих международных организаций. Однако, в ряде случаев, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), он всё чаще подвергается критике за низкую эффективность и значительные временные затраты. Это подчёркивает необходимость исследования факторов, влияющих на время, требуемое для достижения консенсуса. В данной статье с использованием формального математического моделирования на основе доработанной модели ДеГроота исследуется влияние различных факторов, таких как размер группы переговорщиков, уровень авторитарности её членов, доминирование в группе и формирование коалиций, на время достижения консенсуса в переговорном процессе. Результаты исследования показывают, что увеличение размера группы само по себе приводит лишь к незначительному увеличению времени, необходимого для достижения консенсуса, и становится значимым фактором только при высоком уровне авторитарности участников. В то же время, наличие авторитарного члена в группе существенно увеличивает время принятия решений даже в малых группах, а формирование коалиций (например, в случае присутствия нескольких абсолютно авторитарных членов) делает консенсус невозможным. Применение правила «консенсус минус k» для выхода из тупиковой ситуации оказывается неэффективным для международных организаций с большим числом участников, имеющих разнородные интересы. В иерархических структурах консенсус достигается путём проведения предварительных переговоров в подгруппах, что дополнительно увеличивает время, необходимое для принятия решения.

Издание: ВЕСТНИК МГИМО-УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 17, № 4 (2024)
Автор(ы): АРОНОВ ИОСИФ ЗИНОВЬЕВИЧ, Максимова Ольга Владимировна
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ "ИНДУСТРИИ 4.0" НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ (2024)

В статье анализируются основные элементы, формирующие современную концепцию «Индустрия 4.0» (четвертая промышленная революция) в аспекте их влияния на международную торговлю. Развитие «Индустрии 4.0» в значительной мере опирается на цифровую трансформацию бизнеса, в том числе международного, что позитивно влияет на развитие международной торговли. Показано, что снижение затрат, связанных с получением информации, поиском торговых партнеров и контактами с ними, заключением и регистрацией сделок должно оказать серьезное влияние на объем мировой торговли. Прогнозируется появление новых экспортеров и импортеров, для которых высокие затраты ранее представляли барьер для международной торговли. Не исключено, что технологические диспропорции между развитыми и развивающимися экономиками будут расти за счет роста затрат на НИОКР в рамках Индустрии 4.0. Передовые технологии, применяемые в производстве и сфере услуг, уменьшат сравнительные преимущества развивающихся стран с дешевой рабочей силой. Может потерять актуальность сравнительное преимущество стран с хорошо развитой инфраструктурой торговли из-за цифровизации трансграничных потоков (за исключением телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры). При этом ожидается, что цифровизация торговли повысит сравнительную значимость стран с сильными институтами и хорошим регулированием. Представлен краткий анализ барьеров в развитии цифровой международной торговли.

Издание: РОССИЙСКИЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): АРОНОВ ИОСИФ ЗИНОВЬЕВИЧ, РЫБАКОВА АННА МИХАЙЛОВНА, САЛАМАТОВ ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках