Рассматриваются ограничения и перспективы политического регулирования миграционного кризиса в Западной Африке. Охарактеризована миграционная ситуация в странах региона, проанализированы имеющиеся политические инструменты Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) для регулирования миграционных процессов и дана оценка их эффективности в решении проблемы беженцев и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), угрожающей гуманитарной катастрофой для государств региона. Анализ миграционной ситуации в Западной Африке опирается на статистическую базу данных о численности и структуре мигрантов, а также о направленности миграционных потоков. Особое внимание уделено инструментам политического регулирования миграционных процессов со стороны ЭКОВАС, изучение которых опирается на международные правовые документы (декларации, соглашения и т. д.), составляющие основу миграционной политики на региональном уровне. Интенсификация вынужденных миграций в Западной Африке, спровоцированная взаимосвязанными и усугубляющими угрозами, к которым относятся вооруженные конфликты и природные бедствия, привела к миграционному кризису в регионе. Анализ правовой базы на уровне ЭКОВАС свидетельствует о том, что эта международная организация достаточно оперативно реагирует на масштабный рост числа беженцев и ВПЛ. Миграционная политика ЭКОВАС отличается высоким уровнем проработки, учитывает все основные положения региональных и глобальных соглашений, регламентирующих вопросы миграции. Несмотря на прогрессивный характер, миграционная политика организации не лишена недостатков, поскольку она преследует противоречащие друг другу группы задачи - интеграцию и секьюритизацию. Первая группа задач призвана обеспечить экономическую интеграцию стран Западной Африки за счет обеспечения роста мобильности населения, вторая - направлена на усиление контроля за миграционными потоками и их капсулизацию внутри региона. Вместе с тем в миграционной политике ЭКОВАС отсутствует достаточное количество конкретных механизмов преодоления миграционных кризисов. Нехватка финансовых и кадровых ресурсов государств Западной Африки определяет высокий уровень вовлеченности в миграционную политику ЭКОВАС иных международных организаций. На примере Рабатского процесса, развитие которого во многом диктуется Европейским союзом (ЕС), показано, что ряд внешних политических акторов заинтересован не столько в разрешении миграционного кризиса в Западной Африке, сколько в его капсулизации, а потенциал ЭКОВАС используется ими для достижения целей собственной миграционной политики. В перспективе это может привести к эскалации конфликтов в Западной Африки и спровоцировать еще более масштабный миграционный кризис.
Статья посвящена выявлению условий и определению тенденций распространения католицизма в странах Африки. В качестве методологической рамки исследования выступает маркетинговая парадигма. С опорой на «ромб Портера» определены факторы конкурентных преимуществ религий: спрос и религиозный «капитал» (совокупность знаний человека о религиозных ритуалах, доктринах, сакральных текстах), миссионерская деятельность, предложение религии, активность государства (от полного невмешательства до жесткого контроля над деятельностью религиозных организаций), действие случая. Рассматривается влияние каждого фактора на формирование конкурентных стратегий католицизма в рамках локальных и регионального рынка религий Африки. Определено, что несмотря на рост числа приверженцев, католическая Церковь Африки в XXI в. проходит через сложный и противоречивый процесс поиска своего места в глобальном католицизме, одновременно сталкивается с обострением конкуренции на рынках религий. Вызов католицизму на континенте бросают пятидесятническое движение, афрохристианские церкви, а также ислам. Выявлено, что не менее серьезные проблемы перед католиками Африки ставят процессы либерализации вероучения и практики, инициированные после вступления на Римскую кафедру в 2013 г. Папы Франциска. Консервативно настроенная африканская паства оказалась не готовой положительно воспринять предложения Римской курии. Африканским католикам, религиозный «капитал» которых сформировался в результате синтеза традиционных религиозных убеждений и живого библейского духовного наследия, оказались чужды либеральные ценности современного Запада. Можно утверждать, что именно учет факторов конкурентных преимуществ на рынке религий Африки определит будущее католической Церкви.
В статье анализируются законодательные и нормативные акты, регламентирующие политику убежища Германии, с целью определения направлений ее развития в условиях миграционного кризиса. Установлены ключевые инструменты для снижения нагрузки на немецкую систему убежища и дана оценка их эффективности на основе статистических данных. Сделан вывод, что несмотря на глубокую проработку правовой базы в области миграционной политики, имеющиеся у Германии инструменты пока что не позволили решить проблему беженцев. Этому препятствует как многогранные противоречия национальных интересов, так и трудности, связанные с оптимизацией сотрудничества на уровне ЕС.
Дания является одной из наиболее привлекательных стран Европы для переселенцев из-за высоких показателей социально-экономического и политического развития датского общества. Увеличение миграционной нагрузки приводит к ужесточению миграционного законодательства страны, направленного в первую очередь на ограничение потока переселенцев из незападных стран, а также на предотвращение их сегрегации и содействие успешной интеграции в принимающее общество. Цель исследования состоит в установлении особенностей размещения иммигрантов и их потомков в Дании на примере переселенцев из африканских государств (Сомали, Марокко, Египта, Ганы, Демократической Республики Конго и Эритреи) в период 2010-2023 гг. Авторами проведен анализ датского законодательства в области миграции. Материалами исследования послужили данные Статистического управления Дании о структуре и направленности миграции в страну, а также материалы о размещении коренного населения и лиц иностранного происхождения по административно-территориальным единицам второго уровня (коммунам). Методика исследования базируется на индексе Херфиндаля - Хиршмана, позволяющем оценить степень территориальной концентрации лиц африканского происхождения, а также индексе Рябцева, демонстрирующем уровень близости структур расселения мигрантов из Африки и их потомков с коренным населением Дании. Полученные данные свидетельствуют о снижении территориальной концентрации африканского населения страны, а также сближении структуры их расселения с таковой у лиц датского происхождения. Интенсивность этих процессов значительно различается в зависимости от статуса переселенцев, длительности их пребывания в Дании, общей численности конкретной африканской диаспоры. Несмотря на деконцентрацию африканского населения и сближение структуры его расселения с датчанами, значения индекса Рябцева остаются высокими - особенно для выходцев из Сомали и Марокко, в отношении которых сохраняется проблема территориальной эксклюзии и сегрегации в «уязвимых жилых районах».
Relevance. Libya has been struggling with fresh water shortages for much of its history. This issue started to be resolved only after significant underground water reserves were discovered in the southern part of the country in the late 1960s. From 1970 to 2010, the country became one of the world leaders in terms of water consumption per capita. Research objective. The study aims to evaluate compliance adopted and proposed solutions for developing the water supply system for urban settlements and agricultural enterprises in Libya, implemented during Muammar Gaddafi’s leadership, align with the canonical theories of Spatial Science. Data and method. Methodologically, the study relies on the principles of the isolated state theory and the central place theory. The transformation of the water supply structure in Libya studies within the evolutionary approach on using the example of agricultural projects and settlement projects in the Kufra region, as well as the “Great Man-Made River” project. Results. Each state farm in Libya represents a quasi “isolated state” which is the first stage in the development of the country’s water supply system. However, it only becomes a system in the proper sense at the second stage, with the emergence of private farms in settlements: central place systems with one (rarely two) levels of hierarchy arise “from” the rural areas. The transition to the third stage-the formation of a full-fledged central place system-was made possible by the “Great Man-Made River” project. Conclusions. The water supply systems for the population and economy of Libya in their current form are characterized by fairly high spatial stability. The government’s decision to merge the previously separate water supply systems of Al-Kufra - Sirt / Benghazi and Hasouna - Sahl Jefara through the “Great Man-Made River” project was quite reasonable. Equally prudent was the choice to maintain the Ghadames - Zwara - Zawia system as an isolated entity. However, the project to extend the water pipeline from Ajdabiya to Tobruk, which is currently less than 1% complete, should be discontinued. Instead, it would be more practical to revisit the previously rejected plan to supply freshwater to the cities along Libya’s eastern coast from the local underground sources.
Статья посвящена выявлению особенностей функционирования миграционных систем в кризисные периоды, характеризующиеся масштабным увеличением потоков вынужденных мигрантов. На примере системы «арабские страны Азии - Европейский союз» авторы анализируют события европейского миграционного кризиса. Трансформация миграционной системы рассматривается в рамках предлагаемого авторами географического варианта традиционной трехстадийной модели миграционного процесса: в рамках первой стадии анализируются перемещения внутри региона формирования миграционных потоков; в рамках второй - перемещения между регионами формирования и аккумуляции миграционных потоков в пределах транзитных регионов; в рамках третьей - перемещения внутри региона аккумуляции миграционных потоков. Резкое увеличение численности вынужденных мигрантов приводит к изменению их подвижности на каждой стадии, а также к расширению пространства миграционной системы по сравнению с таковым в некризисные периоды. При этом имеет место усложнение структуры системы за счет формирования не только первичного и вторичного транзитных регионов, но и в их пределах соответственно моно- и полиостных миграционных маршрутов. Опираясь на рассчитанные значения модифицированного индекса мозаичности, авторы приходят к выводу о резком снижении степени диверсификации маршрутов передвижения мигрантов в кризисные периоды. Результатом размещения мигрантов внутри региона, их аккумуляции становится увеличение их территориальной концентрации. Определено, что политика европейских властей по выравниванию территориальных диспропорций в расселении мигрантов почти не имела успеха. Дальнейшее увеличение концентрации мигрантов в крупнейших городских агломерациях в результате самоорганизованных перемещений приводит к усугублению этнической и конфессиональной эксклюзии мигрантского населения.