Когнитивный контроль играет ключевую роль в регуляции поведения и подавлении автоматизированных реакций, особенно в условиях когнитивного конфликта. Его механизмы позволяют подавлять стереотипные реакции и направлять внимание на достижение поставленных целей. Особенно важную роль когнитивный контроль играет в ситуациях, когда необходимо преодолеть интерференцию между конкурирующими стимулами. В данном исследовании предметом изучения стали нейрофизиологические маркеры обработки конфликтной информации. Для достижения исследовательских целей был использован метод электроэнцефалографии (ЭЭГ). В качестве экспериментальной парадигмы применялась классическая задача Струпа, которая позволяет моделировать ситуации когнитивного конфликта. В результате в настоящем исследовании был проведен анализ вызванных потенциалов (ВП) в задаче Струпа с целью изучения нейрофизиологических механизмов обработки конфликтной информации. В эксперименте приняли участие 36 человек, чьи ВП были проанализированы с целью поиска следующих компонентов: N2 (мониторинг конфликта), N400 (подавление интерференции) и поздний положительный компонент (LPC), связанный с разрешением конфликта. Результаты показали, что компонент N2 продемонстрировал значительное усиление амплитуды в условиях конфликтных стимулов, подтверждая его связь с активацией передней поясной коры (ППК) при обнаружении конфликта. Компонент N400 проявился как выраженная отрицательная волна в центро-париетальных областях, что свидетельствует о его вовлечении в механизмы подавления интерференции. LPC, в свою очередь, продемонстрировал более высокую амплитуду при разрешении конфликта, указывая на мобилизацию когнитивных ресурсов для контроля над выполнением задания. Таким образом, полученные данные подтверждают теорию двухфазного когнитивного контроля, согласно которой ранний этап (N2) отвечает за обнаружение конфликта, средний этап (N400) связан с подавлением интерференции, а поздний этап (LPC) отражает осознанную переработку информации и адаптацию. Настоящее исследование дополняет существующие данные о нейрофизиологических основах когнитивного контроля и открывает перспективы для дальнейшего изучения индивидуальных различий, а также влияния внешних факторов на эффективность обработки конфликтной информации.
Звукоизобразительность представляет собой наличие связи между значением и звучанием слова. Звукоизобразительные слова подразделяют на группы явных и неявных звукоизобразительных слов (по фактору утраты иконичности в рамках семантических и фонетических сдвигов в процессе эволюции языка, известной как процесс деиконизации). Считается, что звукоизобразительные слова на уровне звукоимитации являются неотъемлемым этапом раннего речевого онтогенеза; также они способствуют освоению иностранных языков. Мы предполагаем, что положительный эффект звукоизобразительных слов будет наблюдаться и у люделюдей с афазиеафазией Вероятно, з вукоизобразительность может способствовать процессу понимания речи благодаря феноменам кроссмодальности и синестезии, которые, как было показано в многочисленных нейроисследованиях, активируются при восприятии и опознании таких слов, что, предположительно, может облегчить вторичный запуск речи после утраты речевой функции вследствие перенесенного инсульта. Цель данной
работы изучить визуальное и аудиальное восприятие звукоизобразительных слов, находящихся на различных стадиях деиконизации, людьми с разными видами афазии, а также здоровыми люди, с использованием адаптированного варианта метода «лексическое решение». В ходе проведенного эксперимента было установлено что наибольшее количество ошибок в точности опознания звукоизобразительных слов совершали испытуемые с сенсорно моторной и акустикомнестической афазией; при этом у них преобладали семантические ошибки, а не акустические. Полученные данные свидетельствую т о сложностях связывания воспринимаемого звука с его правильным значением для людей с афазией и в то же время демонстрируют потенциал применения звукоизобразительных слов в комплексной нейрореабилитации таких пациентов.