Вопрос о взаимодействии власти и населения давно и активно обсуждается в научной литературе, так как степень вовлечения населения в управление регионами и муниципалитетами показывает уровень демократичности общества. Научной проблемой является разработка механизмов вовлечения населения к участию в управлении территорией и усиление мотивации чиновников региональной и муниципальной власти к взаимодействию с населением. Один из способов решения данной проблемы – совершенствование механизмов и форм взаимодействия. Цель исследования – изучить степень распространения новых форм электронного взаимодействия власти и населения и дать им оценку.
Материалы и методы. Были отобраны и обобщены аналитические материалы исследований по заявленной тематике, ключевые правовые акты, регламентирующие процесс взаимодействия власти и населения. Использовался метод анализа статистических данных, представленных на официальных сайтах органов власти. Проанализированы показатели за 10 лет (с 2013 по 2023 г.) о количестве обращений граждан и их формах. Также использовались отчеты избирательной комиссии Свердловской области о проведении дистанционного голосования.
Результаты исследования. Выявлена тенденция преобладания электронных форм взаимодействия над письменными обращениями и личными встречами граждан с представителями власти. Электронные формы заменяют классические формы (голосование на выборах на избирательных участках) и становятся неотъемлемым элементом новых процессов, таких как инициативное бюджетирование. Определено, что электронные формы облегчают процесс взаимодействия с точки зрения экономии средств и времени, но в то же время порождают и новые вызовы (нарастание формализма, подверженность техническим сбоям, недоверие к технологиям и пр.).
Обсуждение и заключение. Новые формы электронного взаимодействия представляют собой большой шаг вперед, движение от практики простого информирования населения к непосредственному вовлечению граждан в систему управления и распределения бюджетных средств. Предполагается, что они повысят активность населения. Однако, наряду с явными достоинствами, они порождают и новые проблемы, требующие дальнейшего изучения и внедрения в практику взаимодействия власти и населения.
В настоящее время как у власти, так и у граждан к традиционным формам взаимодействия присоединяются новые, порожденные развертыванием информационно-цифровой эпохи. Научная проблема заключается в оценке эффективности влияния новых электронных форм на практику взаимодействия власти и населения. На основе анализа статистических данных, представленных на официальных сайтах Губернатора и Администрации Свердловской области и Администрации муниципального образования город Екатеринбург, выявлена тенденция увеличения количества электронных обращений. Изучение и обобщение научных публикаций, результатов социологических опросов других авторов позволило зафиксировать различия в мотивации власти и населения в процессе электронного взаимодействия. Проведенное исследование свидетельствует об усилении эффективности управления как процесса, его большей упорядоченности. Для населения новые формы можно оценить как неоднозначно положительные: наряду с позитивными моментами существуют и негативные.