Актуальной является проблема воспитания творческой личности, становлению которой способствует формирование ее графической культуры, обеспечивающей опыт самореализации.
В статье с помощью анализа исследований, нормативно-правовых документов, федерального государственного образовательного стандарта и федеральной образовательной программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования, а также обобщения педагогического опыта, моделирования методической системы упражнений и анализа продуктов творчества обучающихся теоретически обоснована и представлена разработанная и апробированная авторами система упражнений по формированию графических умений школьников на уроках изобразительного искусства средствами цифровых технологий с целью развития их графической культуры.
В соответствии с тенденциями культурологизации и цифровизации образования, актуализированными в Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, проблема формирования графических умений школьников рассматривается в контексте развития их графической культуры средствами цифровых технологий.
Определено понятие «графическая культура школьника» и представлены разработанные авторами педагогические условия ее формирования в общем образовании, что определяет теоретическую значимость данного исследования.
Представлена авторская система упражнений по формированию графических умений школьников на уроках изобразительного искусства средствами цифровых технологий, которая прошла апробацию и может успешно использоваться педагогами.
Доказано, что формирование графических умений школьников на уроках изобразительного искусства осуществляется продуктивно при внедрении комплексной системы соответствующих упражнений с максимальным использованием средств цифровых технологий, ориентированной в перспективе на формирование графической культуры.
Теоретическая проблема исследования заключается в определении социокультурных и научно-педагогических условий формирования русской фортепианной школы в первой половине XIX в. Конкретная проблема исследования связана с осмыслением педагогического вклада, внесенного в профессиональное самоопределение русского пианизма Джоном Филдом - ведущим представителем лондонской фортепианной школы в российском музыкальном образовании изучаемого периода. Цель исследования - провести реконструкцию педагогической системы Дж. Филда и определить его вклад в становление и профессиональное самоопределение русской фортепианной педагогики в музыкально-образовательном пространстве Европы первой половины XIX в. В результате исследования реконструирована система педагогических принципов Дж. Филда, описана ее специфика, выявлен ее потенциал для становления и развития русской фортепианной школы в допрофессиональный и профессиональный периоды ее истории.