Одним из факторов снижения кадрового дефицита средних медицинских работников является улучшение их условий труда.
Цель исследования - проанализировать условия труда среднего медицинского персонала на примере организаций сферы здравоохранения в г. Омске.
Материалы и методы. Работа выполнена на базе Центра повышения квалификации работников здравоохранения (г. Омск) в период с 2022 по 2024 год. В исследовании приняли участие 2764 чел. в возрасте от 21 до 74 лет (средний возраст - 43,6 года; стаж - от 1 года до 47 лет). Проанализированы отчеты по оценке условий работы среднего медицинского персонала (1728 рабочих мест). Проведены анкетирование, анализ заболеваемости испытуемых. Для интерпретации результатов использовались методы описательной, непараметрической статистики и когнитивной визуализации.
Результаты. На основании оценки условий труда установлено, что 59,2 % рабочих мест средних медицинских работников в лечебно-профилактических организациях г. Омска соответствовали 3.1-3.2 классам (вредные условия труда). Это обусловлено негативным влиянием биологических, физических и психологических факторов внешней среды. Отмечены следующие особенности профессиональной деятельности среднего медицинского персонала: 1) сменный график работы; 2) многозадачность; 3) работа в условиях дефицита времени; 4) выполнение дополнительных функций в условиях пандемии COVID-19. Медицинские работники подвержены хроническому стрессу, для них характерно эмоциональное выгорание, способствующее отказу от ведения здорового образа жизни. Воздействие негативных факторов внешней среды накапливается со временем, в результате у медицинских работников с возрастом хронические заболевания развиваются чаще и протекают тяжелее по сравнению с другими группами населения. Для повышения эффективности профессиональной деятельности и трудового долголетия средних медицинских работников необходима разработка современных методов, позволяющих снизить влияние негативных факторов профессиональной среды на их организм, а также методов профилактики неинфекционных заболеваний, в т. ч. с применением цифровых технологий.
Обоснование. Увеличение числа тревожных детей в последнее время определяет необходимость разработки методов диагностики и выявления причин тревожности детей, в том числе в организованных коллективах.
Цель: создать инструмент для выявления признаков и причин повышенной тревожности у школьников для последующего оперативного применения мер профилактики в условиях образовательной организации.
Материалы и методы. Для достижения данной цели были разработаны опросники для учащихся, родителей и учителей, а также проведены традиционные процедуры их апробации и стандартизации с помощью индекса валидности, коэффициента Тау-Кендалла, индекса α Кронбаха, шкалы станайнов. Пробное тестирование опросников проводилось на выборке, состоящей из 256 обучающихся 6-8, 10-х классов общеобразовательной организации, также в опросе участвовало 256 родителей и 12 учителей - классных руководителей.
Результаты. Экспертная оценка определила, что в целом по актуальности и ясности опросники № 2 (по выявлению возможных причин тревожности у ребенка), № 3 (о мерах профилактики повышенной тревожности со стороны учителей) и № 4 (о мерах профилактики повышенной тревожности со стороны родителей) являются обоснованными и пригодными по содержанию, опросник № 1 (на выявление признаков тревожности у ребенка) оценен как требующий существенной доработки. Опросники в текстовом представлении имеют разные вариации для разных групп респондентов, но при этом являются идентичными по смыслу. Текст опросников доступен для восприятия респондентами разного пола и возраста, не содержат недоступных для понимания исследуемыми слов и выражений. Корреляционный анализ ответов детей и родителей, учащихся и учителей, а также оценка надежности согласованности вопросов опросников позволили признать их надежными. Стандартизация опросников осуществлялась с применением метода шкалы станайнов. Предложены варианты результирующих оценок и весовые коэффициенты для промежуточных баллов.
Заключение. Методика оперативной оценки признаков и причин повышенной тревожности у детей позволяет провести быструю диагностику этих показателей и может быть полезна в организации профилактической работы и оценки ее эффективности.
Количественные характеристики воздействия факторов производственной среды (физический, химический, биологический), тяжести и напряженности трудового процесса, их вклад в ухудшение состояния здоровья рабочего контингента и развитие механизмов преждевременного старения трудно переоценить. Производственные факторы по значимости среди факторов риска здоровью трудового контингента на рабочем месте занимают ведущую роль. Их влияние на организм людей, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, может обладать кумулятивным действием и вызывать преждевременное старение организма, оказывать неблагоприятные эффекты в отношении ЦНС, сердечно-сосудистой, эндокринной, репродуктивной, пищеварительной и выделительной системы, системы крови и опорно двигательного аппарата, приводя к развитию психосоматических, острых и хронических профессиональных заболеваний, отравлениям. Среди механизмов, способствующих преждевременному старению на уровне гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, превалирует длительный хронический «профессиональный» и бытовой стресс. В статье проведен анализ (по данным литературных источников) наиболее вероятных факторов риска и механизмов, запускающих процессы преждевременного старения.