Наука и научно-технологическое развитие являются сегодня ключевым фактором обеспечения суверенитета, безопасности и благополучия государства, создания условий для достойной жизни граждан. С учетом стоящих перед страной исторических вызовов, преодолеть которые возможно только путем мобилизации интеллектуального и ресурсного потенциала страны, необходимо сфокусироваться на поиске подходов и решений, которые позволили бы максимально задействовать ресурсы права для стимулирования научного прогресса, устранить накопившиеся регулятивные факторы его торможения. Это предполагает не просто актуализацию, а переход к новому уровню качества законодательства о науке, его интеграцию и социальную ориентацию через придание закону о науке качеств системообразующего непосредственного регулятора соответствующих отношений в целях достижения общественно значимого эффекта. В статье, призванной оживить и структурировать дискуссию относительно перспектив развития законодательства о науке, ставятся на обсуждение некоторые основные, на взгляд автора — концептуальные, вопросы, в том числе о смысле и пределах нормативно-правового воздействия в сфере науки, в частности в соотношении с иными социальными регуляторами, о предметной, методологической, структурной специфике регулирования соответствующих отношений, организационно-управленческих, финансовых и иных составляющих государственной политики в области науки и научно-технологического развития.
По случаю 100-летия со дня рождения профессора Вениамина Евгеньевича Чиркина в статье обсуждается его обширное идейное наследие, главным образом с позиции решения перспективно-прогностических задач, стоящих перед российской конституционной юриспруденцией. Внимание фокусируется на содержащемся в этом наследии значительном потенциале для обновления в современных условиях научной методологии отечественного конституционализма, включая вопросы, связанные с инструментарием (концептуально-аналитическими подходами) научного познания, терминологическими, предметными, функциональными, институционными, личностными и иными характеристиками конституционализма, конституции, конституционного права. Обосновывается определяющая роль ценностноцивилизационного подхода в конституционной юриспруденции, позволяющего раскрыть предпосылки, закономерности, тенденции развития конституционных институтов в специфически национальном социокультурном контексте, в их неразрывной связи с формированием и обеспечением общенациональной конституционной идентичности. Ценностно-цивилизационный подход не противопоставляется, а сопрягается с разумным прагматизмом и реализмом, смысл которых — не поставить конституционное право на службу целесообразности, а раскрыть его как наиболее целесообразную форму идейно-нормативного выражения духа, быта и судьбы народа. Логика основанного на традиционных духовно-нравственных ценностях конституционного развития обусловливается введением принципа диалогической преемственности, который подразумевает не воспроизведение (консервацию) прошлого, а конституционный диалог с прошлым.
Система образования играет решающую роль в создании условий для реализации потенциала человека в интересах суверенного развития страны, формирует нравственные императивы и глубокую связь с Отечеством. В условиях стоящих перед страной исторических вызовов остро стоит вопрос о формировании стратегии развития образования на долгосрочный период, которая должна отражать приоритеты, цели, принципы государственной политики в этой сфере, способствовать раскрытию потенциала образования как общественного блага. В статье изложена авторская точка зрения на некоторые основные проблемы, связанные с формированием такой стратегии, высказаны оценки и предложения, которые могут способствовать тому, чтобы найти более взвешенные и эффективные подходы и решения для достижения необходимого качества образования в нашей стране.
Статья представляет собой развернутые тезисы выступления на состоявшейся в Академии МВД России 8 декабря 2023 г. международной конференции «Российское государство и вызовы XXI века» на тему «Праваи обязанности личности: в поисках гражданского согласия». Постановка проблемы: отчужденность правового понимания свободы и в целом правового статуса человека и гражданина от сложившегося общественного контекста, социокультурной и исторической специфики приводит к серьезным дефектам и дисфункциям в праве, которое перестает рассматриваться как форма выражения суверенной воли и интересов народа, теряет легитимность и убедительность. Цель исследования: в статье предпринимается попытка переосмысления стратегии развития российской государственности сквозь призму приоритета национальных идеалов, целей и ценностей, включая прежде всего обоснование национальной модели правового статуса человека и гражданина, исходя из понимания преемственности цивилизационного, государственно-правового развития страны. Результаты и ключевые выводы: отчужденность правового понимания свободы и в целом правового статуса человека и гражданина от сложившегося общественного контекста, социокультурной и исторической специфики приводит к серьезным дефектам и дисфункциям в праве, которое перестает рассматриваться как форма выражения суверенной воли и интересов народа, теряет легитимность и убедительность. Российская юриспруденция долгое время находилась в плену и до сих пор еще не избавилась от иллюзорного научно-гуманитарного превосходства Запада. Квинтэссенция национальной модели прав человека заключается в идеях доминантной ценности Родины, благополучие которой является основой и условием для самореализации каждого ее члена, органической связи свободы и долга, прав и обязанностей, нравственной детерминации свободы, идеи государства как основной силы, хранящей и обеспечивающей свободу, равенство, справедливость.
В статье описывается ценностное и прогнозно-стратегическое значение научной юриспруденции