Публикации автора

ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ОПЫТА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ (2024)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуализируется проблема определения новых способов непрерывного профессионального развития учителей общеобразовательных организаций. Педагогическая поддержка современного учителя в развитии профессионального мастерства продолжает оставаться значимой задачей для дополнительного профессионального образования. В этой связи авторами статьи подчеркивается, что процесс поиска, осмысления и концептуализации оригинальных педагогических решений обеспечивает формирование уникального методического стиля учителя, совершенствование его педагогической техники и такта. Осуществление данного процесса рассматривается в качестве эффективного способа развития педагогического мастерства учителя. Цель проводимого исследования на этом основании определяется как изучение влияния деятельности по обобщению и распространению результативного опыта на активизацию протекания процесса развития педагогического мастерства учителя. В ходе анализа научной литературы выявлен устойчивый интерес исследователей к изучению феномена профессионального мастерства учителя. Установлено, что в системе дополнительного профессионального образования происходит поиск способов педагогической поддержки непрерывного профессионального роста учителя, результатом которого может стать становление педагога-мастера. Методология (материалы и методы). Методологическую основу исследования поддерживают концепции непрерывного образования педагогов, обобщения и распространения педагогического опыта. Основные результаты исследования связаны с рассмотрением ключевых компонентов педагогического мастерства учителя (педагогической техники, педагогического такта, индивидуального стиля деятельности) и определяет его теоретическую значимость. Научная новизна отражается в разработке критериально-уровневых характеристик развития педагогического мастерства учителя, определении эффективных способов его развития. На основе идеи о развитии способов неформального обмена знаниями предлагается нетрадиционный инструмент для совершенствования педагогического мастерства - обобщение и распространение учителем собственного результативного опыта. В рамках проводимого исследования разработан алгоритм обобщения и распространения педагогического опыта. Предложенный алгоритм может быть результативно применен в широкой практике дополнительного профессионального образования учителей, в том числе в условиях их внутриорганизационного обучения. Полученные результаты исследования имеют практическую значимость. Разработанные критериально-уровневые характеристики педагогического мастерства учителя могут быть использованы для совершенствования инструментария аттестации педагогических кадров, разработки оценочных материалов, применяемых в рамках профессиональных конкурсов. Описание этапов алгоритма обобщения и распространения результативного опыта учителя может служить основанием и источников для отбора содержания дополнительного профессионального образования, применяемого в работе с педагогами-новаторами и педагогами-исследователями. Дальнейшие перспективы исследования связываются с разработкой и реализацией дополнительных профессиональных программ, направленных на содействие учителям общеобразовательных организаций в развитии профессионального мастерства, в том числе с использованием способов их включения в процессы обобщения и распространения опыта.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 1 (58) (2024)
Автор(ы): Ильясов Динаф Фанильевич, Буров Константин Сергеевич, Селиванова Елена Анатольевна, Севрюкова Алла Александровна
Сохранить в закладках
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2024)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируется проблема необходимости обновления содержания профессиональной ориентации в общеобразовательной организации. С позиции требований профессионального стандарта педагога, федеральных государственных образовательных стандартов содействие профессиональному самоопределению школьников рассматривается как важный вид педагогической деятельности. Ставится цель: выявление содержания деятельности педагогов общеобразовательных организаций, направленного на решение задач профессиональной ориентации обучающихся. Проводится анализ научной литературы, который демонстрирует необходимость изучения компетенций педагогов в части организации профориентационной деятельности. Выявлены методологические идеи, которые обусловливают практико-ориентированный и комплексный характер организации профориентационной деятельности в школе. Научной новизной обладает обоснование положения о том, что содействие профессиональному самоопределению является направлением деятельности всех педагогов, задействованных в обеспечении реализации федерльного государственного стандарта общего образования. Получены результаты в части рассмотрения содержания педагогической деятельности педагогов: выявлены нормативные и научно-педагогические основания совершенствования профориентационной деятельности учителя; рассмотрены применяемые формы и методы работы педагогов, реализуемые в рамках образовательной деятельности, в рамках которых могут решаться задачи содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Теоретической значимостью обладает развитие представлений о знаниях и умениях педагогов, которые обеспечивают результативность реализации задач профессиональной ориентации обучающихся: нормативные установки государственной политики в сфере образования; психолого-педагогические знания о профессиональном самоопределении; представления о формах и методах профориентационной деятельности; особенности работы в профильных классах; организация внеурочной профориентационной деятельности. Практическая значимость состоит в том, что представленные знания об организационных основах и способах осуществления профессиональной ориентации в деятельности учителя могут лечь в основу разработки и совершенствования содержания дополнительных профессиональных программ, направленных на совершенствование компетенций учителя в части осуществления профориентационной деятельности в школе.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 2 (59) (2024)
Автор(ы): Буров Константин Сергеевич
Сохранить в закладках
СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (2024)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Подчеркивается возрастающая роль дополнительного профессионального образования в совершенствовании профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников, включенных в осуществление задач государственной политики в сфере общего образования. Будучи самостоятельными в разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, учреждения соответствующего профиля не располагают научно обоснованными и унифицированными регламентами отбора и представления содержания дополнительного профессионального образования, что отражается на снижении качества разрабатываемых программ, их востребованности в формальном образовании взрослых. В соответствии с этим исследование нацелено на разработку системно обоснованного подхода к структурированию содержания дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Осуществляется анализ научной литературы, который указывает на усиливающийся интерес исследователей к вопросам образования взрослых, наличие предпосылок для теоретического обобщения сложившихся практик в области проектирования содержания дополнительного профессионального педагогического образования. Исследование выполнено в русле системной методологии и андрагогических теорий. Научная новизна исследования заключается в представлении авторского подхода к структурированию содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, основанного на учете объективных и субъективных факторов образования взрослых. Теоретическая значимость находит выражение в дальнейшем развитии представлений о признаках отбора содержания образования взрослых (информативности, полезности, многоаспектности) и их учете при проектировании дополнительных профессиональных программ. Практической значимостью обладает представленный в статье алгоритм структурирования содержания дополнительных профессиональных программ на основе уточнения предмета повышения квалификации на уровне учебных и учебно-тематических планов. Применение алгоритма продемонстрировано на примере проектирования дополнительной профессиональной программы «Содержание и методы педагогического содействия обучающихся психолого-педагогических классов в профессиональном самоопределении».

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 2 (59) (2024)
Автор(ы): Буров Константин Сергеевич, Барабас Андрей Александрович, Ильясов Динаф Фанильевич, Ильясова Ольга Анатольевна, Баранова Юлия Юрьевна
Сохранить в закладках